Справочник по компьютерной графике и звуку




ГЛАВА 3. Sound Forge


    ГЛАВА 3. Sound Forge
    ГЛАВА 3. Sound Forge Sound Forge Общие сведения о кодировании звука Внешний вид и органы управления Управление воспроизведением Масштаб изображения Перемещение по файлу Запись звука Как организова...
    II. ЗВУКОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
    II. ЗВУКОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Звук в компьютере может быть представлен двумя разными типами файлов - звуковыми и музыкальными. В виде звуковых файлов хранится то, что записано с микрофонног...
    Уровень записи
    Уровень записи Чтобы запись стала возможна, вы должны открыть соответствующий вход на виндоузовском микшере, переведя его в режим записи. После этого сигнал с линейного или микрофонного входа смож...
    Рис. З.4. Начинаем запись
    Рис. З.4. Начинаем запись Когда сигнала нет, индикатор все равно дергается, показывая уровень собственных шумов звуковой карты. Если вы все сделали верно - микшер открыли, звук, вроде бы, идет, вс...
    Куда и как пишем?
    Куда и как пишем? Когда мы нажимаем красную кнопку в окне записи, начинается уже сам процесс. Под индикатором появится мигающая надпись Recording (запись пошла!). Чтобы ее остановить, можно нажать...
    Рис. З.5. Параметры нового файла для записи
    h2> Рис. З.5. Параметры нового файла для записи Есть и другой вариант - кнопка Window в окне записи, которая позволит, не создавая нового файла, указать любой из загруженных в программу файлов, в к...
    Нормализация
    Нормализация Многие авторитетные источники рекомендуют после завершения записи и сохранения файла на диск, сразу же нормализовать сигнал - поднять общую его громкость так, чтобы самое громкое мест...
    Рис. 3.6. Нормализация по пиковому...
    h2>Рис. З.7. Настройки предварительного прослушивания На слабых компьютерах с недостаточной памятью заказывать слишком большое время прослушивания не стоит. Зато стоит с этим поэкспериментировать,...
    Удаление пауз
    Удаление пауз А второе, что нужно сделать по завершении записи, - это удалить паузы в начале и конце фонограммы. Просто выделите мышкой пустые участки и нажми ге клавишу Del. Или, наоборот, выдели...
    Рис. З.8. Автоматическая обрезка фонограммы
    Рис. З.8. Автоматическая обрезка фонограммы Когда вы выбираете пресеты Phrase concentrator 1 или Phrase concentrator 2, астройки устанавливаются в расчете на удаление пауз между фразами. По умолча...
    Поиск пиков и щелчков
    Поиск пиков и щелчков Теперь, как и обещано, - о команде поиска. Находится она в меню Tools, называется Find (см. рис. 3.9). В списке пресетов вы найдете следующие возможности. Пресет для поиска с...
    Рис. З.9. Команда поиска
    h2>Рис. З.9. Команда поиска Если же при поиске программа ставит вас на такие участки кривой, которые звучат совершенно нормально, надо поступить наоборот: понизить чувствительность и (или) поднять...
    Монтаж
    Монтаж К командам монтажа относятся не только обычные команды редактирования (вроде копирования-вставки), но и некоторое количество специфических «звуковых» команд, при которых происходит смешиван...
    Выделение фрагмента
    Выделение фрагмента Выделять фрагменты в SF можно мышкой и Shift-стрелками - примерно так же, как выделяется текст в Word'e. Сходство с Word'oм усугубляется и схожестью применяемых клавиатурных ко...
    Рис. 3.10. Искажение на левом краю выделенной области
    Рис. 3.10. Искажение на левом краю выделенной области Что-то похожее может произойти, даже если вы хотите всего лишь обработать выделенный фрагмент каким-нибудь форджевским эффектом. Не исключено,...
    Операции редактирования
    Операции редактирования Простые команды редактирования - копирование, вставка, вырезание, удаление - выполняются обычным образом и с помощью обычных команд и клавиатурных комбинаций. И снова Sound...
    Рис. 3.11. Ресэмплирование файла...
    h2> Рис. 3.12. Перетаскиваем фрагмент из файла Chord.wav в файл Chimes.wav Можно вставить фрагмент в другой файл без помощи меню и к тому же ничего не копируя в буфер Windows. Для этого достаточно...
    Перекрытие звуков
    Перекрытие звуков В подменю Edit \ Special Paste (специальная вставка) ^есть еще несколько :пецифических команд, которые только в звуковых редакторах и могли юявиться. Первая их них называется Cro...
    Рис. 3.14. Перетаскивание с кроссфэйдом
    Рис. 3.14. Перетаскивание с кроссфэйдом...
    Микширование
    Микширование Вторая команда в списке специальных вставок называется Mix - смешивание, микширование (вызывается также по Ctrl-M). Тут два звука просто смешиваются, без всяких наплывов. Перетаскивая...
    Рис. 3.15. Микшируем фрагмент из буфера с файлом
    h2> Рис. 3.15. Микшируем фрагмент из буфера с файлом Выбирая уровни громкости для вставляемого и выходного звуков надо учитывать, что при микшировании громкости складываются. Если оставить громкост...
    Sound Forge
    Sound Forge Звуковой редактор Sound Forge компании Sonic Foundry считается одним из лучших, а может, и лучшим звуковым редактором. Как писали в рекламке на одном компакте: «Sound Forge - это Photo...
    Рис. 3.16. Исторя команд
    Рис. 3.16. Исторя команд Sound Forge отменяет команды по Ctrl-Z, повторяет по Shift-Ctrl-Z, a no Alt-7 и команде Undo/Redo List из меню View показывает список истории команд (см. рис. 3.16). Вверх...
    Обработка звука
    Обработка звука Обработок разного рода в SF довольно много - три десятка команд в меню Process и Effects. Да плюс к этому можно понавешать плагинов от других производителей, которых (и производите...
    Операции с уровнем громкости
    Операции с уровнем громкости Простейшая команда Volume (громкость) в меню Process просто меняет громкость в выделенном фрагменте. Я даже иллюстрацию по этому диалоговому окну делать не стану: всег...
    Рис. 3.18. Задаем затухание сигнала...
    Панорама Всякий, кто слушал музыку в наушниках, знает, что при объемном звуке (стереозвуке) все инструменты как будто расставлены в пространстве, образуя цельную картину. Скажем, вокалиста и бас о...
    3.19. Изменяем панораму На графике...
    Преобразования стерео - моно - стерео В меню Process есть команда Channel Converter (преобразователь каналов), которая поможет сделать из стереофайла моно, и наоборот (см. рис. 3.20)....
    Рис. 3.20. Преобразователь каналов
    h2> Рис. 3.20. Преобразователь каналов Верхний переключатель Output channels (выходные каналы), задает, получится ли на выходе монофайл (Mono) или стерео (Stereo). В первом случае (Mono) в нашем ра...
    Эквалайзеры
    Эквалайзеры Эквалайзер - один из важнейших инструментов при работе со звуком. Пожалуй, только ревербератор да еще компрессор могут сравниться с ним в полезности и распространенности. Что же такое...
    Графический эквалайзер
    Графический эквалайзер А теперь вернемся к нашим эквалайзерам. В редакторе Sound Forge они находятся в подменю Process EQ (от слова equalizer). Их там целых три штуки - графический эквалайзер (Gra...
    Рис. 3.22. Графический эквалайзер...
    Параграфический эквалайзер Параграфический эквалайзер позволяет получить более сложный - нелинейный график коррекции звука, чем достигается большая точность по сравнению с графическим. На рисунке...
    Рис. 3.23. Параграфический эквалайзер
    h2>Рис. 3.23. Параграфический эквалайзер Горизонтальные движки появляются только тогда, когда вы чуть сместите соответствующий вертикальный движок. Например, на нашем рисунке второй движок слева ст...
    Ревербератор, эхо, задержка
    Ревербератор, эхо, задержка Обработки, о которых пойдет речь в этой главе, имитируют размещение источника звука в пространстве - воспроизводят отражение звука от стен в помещениях разного размера...
    Ревербератор
    Ревербератор Ревербератор сидит в меню эффектов - команда Reverb (см. рис. 3.24). Вверху этого диалогового окна вы найдете изрядный список пресетов: Bright Hall (зал с ярким звуком), Cathedral (со...
    Рис. 3.24. Ревебратор Движок Decay...
    Простая задержка и эхо Для имитации эха (одно- или многократного отражения звука) в подменю Effects Delay/Echo предназначены две команды - Multi-Tap и Simple. Поскольку Simple означает «простая»,...
    Рис. 3.26. Задержка/эхо Точку...
    Многошаговая задержка Команда Multi-Tap в подменю Effects Delay/Echo - это усложненный и значительно обогащенный всякими интересными параметрами вариант задержки. Когда смотришь на его диалоговое...
    Рис. 3.27. Многошаговая задержка...
    h2> Рис. 3.28. Модуляция с помощью Multi-Tap Delay В SF можно наложить на основной сигнал волну от программного генератора'- движок Mod. rate задает частоту этой волны (в герцах), a Mod. depth - гл...
    Динамическая обработка уровня
    Динамическая обработка уровня В программах обработки звука очень важным моментом является динамическое изменение уровня, при котором разные части фонограммы получают разное усиление в зависимости...
    Графический компрессор
    Графический компрессор На рисунке 3.29 показано диалоговое окно графического компрессора. График в центре показывает зависимость уровня на выходе (вертикальная ось, OUT) от уровня на входе (горизо...
    Рис. 3.30. Пресеты с шумоподавлением...
    Многополосный компрессор Команда Effects Dynamics Multi-Band запускает многополосный компрессор (см. рис. 3.31). Тут у нас фактически четыре обычных компрессора, каждый из которых работает в своем...
    Рис. 3.31. Многополосный компрессор...
    Дисторшн Команда Distortion в меню Effects имитирует действие излюбленного для рокеров и металлистов гитарного эффекта - днсторшна. Как легко заметить из рисунка 3.32, здесь перед нами вновь графи...
    Рис. 3.32. Дисторшн
    Рис. 3.32. Дисторшн ' Ветрозащита - это либо наконечник из специального поролона, который надевается на микрофон, либо рамочка с сеткой, которая ставится перед микрофоном. И то и другое предназнач...
    Изменение высоты звука, длительности, темпа
    Изменение высоты звука, длительности, темпа При работе со звуком время от времени возникает необходимость изменить самые существенные параметры звука - частоту, длительность или теми. Скажем, вока...
    Изменение высоты звука
    Изменение высоты звука В подменю Effects Pitch есть две команды, занимающиеся подъемом топа в выделенном фрагменте. Одна (Bend) позволяет нарисовать кривую для качания звука (вроде гитарного рычаг...
    Рис. 3.33. Изменение частоты Как...
    Рис. 3.34. Виртуальная клавиатура Тембр звука выбирается в длинном списке вверху слева. А следующий список, который покороче, позволит вместо отдельных нот (строка Note) сыг-Рать сразу целый аккор...
    Изменение длительности
    Изменение длительности Изменением длительности фрагмента или целого файла занимается команда Time Stretch (растяжение времени) в меню Process1. На рисунке 3.35 показано ее диалоговое окно. Движком...
    Хорус, флэнджер и прочие звуковые эффекты
    Хорус, флэнджер и прочие звуковые эффекты В составе редактора Sound Forge есть несколько обработок, воспроизводящих самые известные обработки гитарных процессоров или студийных эффект-процессоров...
    Хорус
    Хорус По своему воздействию на звук эта обработка напоминает достаточно короткий дилэй с модуляцией - создается эффект множественного звучания. Как будто вместо одной гитары начинает играть одновр...
    Рис. 3.36. Xopyc Характер результата...
    Флэнджер, фэйзер, квакушка Как вы поняли из предыдущей главы, хорус - не единственный эффект, который достигается сочетанием задержки с модуляцией. Еще три родственных эффекта вы найдете в диалого...
    Рис. 3.37. Флэнджер, фэйзер, квакушка
    h2>Рис. 3.37. Флэнджер, фэйзер, квакушка Вверху этого окна (см. рис. 3.37) расположен переключатель Effect с тремя положениями, как раз и позволяющий выбрать один из этих эффектов. Флэнджер дает ле...
    Мастеринговый плагин Wave-Hammer
    Мастеринговый плагин Wave-Hammer Команда Wave-Hammer в меню Effects предназначена для мастеринга -окончательной обработки фонограммы перед записью на компакт-диск. Обычно в конце работы все композ...
    Рис. 3.38. Wave-Hammer - компрессор...
    h2> Рис. 3.39. Wave-Hammer- максимайзер задается движком Output level - выбор его зависит вот технических требований, которые вам предъявляются, скажем, на радио, с которым вы работаете. А движок T...
    Цепочка обработок
    Цепочка обработок После того как вы нажали клавишу ОК в окне любого из эффектов, программа обрабатывает вашу фонограмму так, как вы просили. Форма волны меняется. Отменить такую обработку можно то...
    Рис. 3.40. Цепочка обработок
    Рис. 3.40. Цепочка обработок...
    Рис. 3.41. Составляем цепочку из обработок
    h2> Рис. 3.41. Составляем цепочку из обработок Нажимаете такую же точно кнопку, как предыдущая, только уже на э панели (вторая справа), и видите окошко для составления цепочки обработок Plug-in Cho...
    Общие сведения о кодировании звука
    Общие сведения о кодировании звука Прежде чем начинать разговор о программе Sound Forge (кстати, название переводится как «кузница звуков»), я хотел бы напомнить вам некоторые основные понятия, от...
    Рис. 3.1. Оцифровка аналогового сигнала
    h2> Рис. 3.1. Оцифровка аналогового сигнала Такая же ситуация и с уровнями сигналов - чем чаще идут горизонтальные линии, тем точнее узелки попадают на кривую. Но компьютер может записать напряжени...
    Список воспроизведения и список удаления
    Список воспроизведения и список удаления В главе, посвященной записи, мы с вамп говорили о том, что Sound Forge 'может дописывать куски в один и тот же файл, помечая каждую область маркерами. А в...
    Рис. 3.42. Файл, размеченный маркерами...
    h2> Рис. 3.43. Список регионов Нет, одно ограничение имеется: из другого файла фрагмент притащить нельзя. Составление плейлиста фактически заменяет обычный монтаж длинного файла: вы не трогаете ори...
    Озвучивание видеофайла
    Озвучивание видеофайла Как я уже сообщал вам в самом начале этого раздела, в Sound Forge можно загружать видеофайлы форматов Video for Windows (расширение avi), Windows Media Video V8 (расширение...
    Рис. 3.44. Озвучиваем видеофайл
    h2> Рис. 3.44. Озвучиваем видеофайл Операции со звуком выполняются так же, как всегда. Вырезая или удаляя фрагменты, вы никак не влияете на видеоряд - он вообще не поддается редактированию. Просто...
    Внешний вид и органы управления
    Внешний вид и органы управления Внешний вид у программы достаточно традиционный (см. рис. 3.2). Никаких тебе экзотических палитр, никаких докеров и прочего изобилия: меню, две строки кнопок, окна...
    Рис. З.2. Звуковой редактор Sound Forge 6.0
    h2>Рис. З.2. Звуковой редактор Sound Forge 6.0 Основной способ работы в Sound Forge тоже вполне традиционный - выделяете фрагмент, выбираете в меню команду для его обработки, а потом задаете параме...
    Управление воспроизведением
    Управление воспроизведением Во второй кнопочной панельке находятся в основном вполне понятные кнопки управления записью (красный шарик, самый левый) и воспроизведением (пауза, стоп, перемотка впер...
    Рис. 3.3. Стереофайл Chimes.wav в окне документа
    Рис. 3.3. Стереофайл Chimes.wav в окне документа На рисунке 3.3 показано, как выглядит стереофайл, загруженный в окно программы. Вверху, над изображением находится шкала времени. Щелкнув правой кн...
    Масштаб изображения
    Масштаб изображения Сразу обращаю ваше внимание на две пары кнопочек с большой и маленькой лупой , расположенные в окне документа внизу - слева и справа. Большая лупа увеличивает изображение, мале...
    Перемещение по файлу
    Перемещение по файлу Всяческая навигация по файлу продумана в SF достаточно подробно. Кроме очевидных приемов перемещения - с помощью полос прокрутки (лифтов) есть еще масса всяких приспособлений....
    Запись звука
    Запись звука При работе со звуковыми файлами можно выделить три основных этапа работы: запись звука, монтаж и обработка сигнала разного рода эффектами. Давайте мы с вами в таком порядке и пойдем....
    Как организовать процесс
    Как организовать процесс Обычно у звуковых карт два входа для подключения аналоговых источников звука - линейный (Line in) и микрофонный (Mic). Отличаются они друг от друга только чувствительность...









Начало