Справочник по компьютерной графике и звуку




ГЛАВА 4. Cakewalk Sonar


    ГЛАВА 4. Cakewalk Sonar
    ГЛАВА 4. Cakewalk Sonar Cakewalk Sonar Внешний вид и органы управления Запись Сохранение и открывание файлов MIDI-редактор Piano Roll Операции над группами нот Создание партий ударных инструментов...
    Cakewalk Sonar
    Cakewalk Sonar При создания музыкальных и иных композиций очень редко удается обойтись одной стереодорожкон, с которой работает Sound Forge. Ну, голос с ф-но, голос с гитарой можно записать на две...
    Огибающие
    Огибающие Мы с вами уже говорили о том, как устанавливать громкость и панораму для аудио- и MIDI-дорожек. Но это статические параметры громкости - раз установил, и на всю песню. Однако какие-то фр...
    Рис. 4.70. Работаем с огибающей...
    Рис. 4.71. Строим огибающую по MIDI-контроллеру Wheel Если помните, я вам рассказывал о команде объединения клипов Bounce to Clip. Она накладывает на форму волны только огибающие этих клипов, но о...
    Рис. 4.72. Микшерская консоль...
    Рис. 4.72. Микшерская консоль. Пунктиром выделен модуль активной дорожки Микшером можно управлять прямо во время воспроизведения, как это делают операторы в студиях. Но если оператор-виртуоз может...
    Обработка звука в реальном времени
    Обработка звука в реальном времени Звук в Сонаре можно обработать двумя способами - онлайновым и оф-лайновым. Онлайновая обработка - та самая обработка в реальном времени - не меняет форму исходно...
    Рис. 4.73. Обработки реального...
    Онлайновые обработки из комплекта Sonar Начав разбираться с обработками из комплекта второй версии Cakewalk Sonar XL, вы быстро обнаружите довольно много обработок одного и того же типа в разных в...
    Онлайновые эквалайзеры
    Онлайновые эквалайзеры Начнем с эквалайзеров, с которых, как правило, и начинается всякая работа по обработке звука. (О том, что это такое и для чего применяется, мы говорили в саундфорджевском ра...
    Рис. 4.76. Timeworks Equalizer...
    Онлайновые ревербераторы Онлайновых ревербераторов в комплекте Сонара тоже два, но оба - кей-куоковские1. В подменю Cakewalk для их вызова есть строки Cakewalk Reverb и Cakewalk FxReverb. Окно пер...
    Рис. 4.78. Ревербератор FxReverb...
    Флэнджер, хору с, дилэй в реальном времени Парой плагинов представлены и некоторые другие обработки - хорус, флэнджер, задержка. Вообще, первое поколение сонаровских плагинов (Chorus, Flanger, Del...
    Рис. 4.84. Выбираем обработки...
    h2> Рис. 4.85. Компрессор Cakewalk FX Dynamics Processor Если не нажата кнопка Soft knee, то график состоит из отрезков прямой, если же кнопочку придавить, то программа будет скруглять углы. Соотве...
    Офлайновая обработка звука
    Офлайновая обработка звука Спору нет, обработки реального времени намного практичнее обычных. Но когда их требуется слишком много и ваш компьютер уже не в состоянии со всеми справиться, вы всегда...
    Работа с петлями
    Работа с петлями Петли - это звуковые клипы, созданные с таким расчетом, чтобы их можно было размножать по треку, и тогда они будут изображать целую партию или, по крайней мере, ее фрагмент. Прост...
    Простые петли
    Простые петли Простейший способ преобразовать клип в петлю такой: выделить мышкой фрагмент и нажать Ctrl-L (от слова Loop - петля). При этом желательно выделять целое число тактов, иначе программа...
    Рис. 4.90. Так происходит размножение...
    Ритмизованные клипы Все это здорово, конечно, но представьте себе, что вам пришлось поменять тональность или темп своей композиции. Что станет с петлями? Да ничего, как были, так и будут, только п...
    Рис. 4. 92. Вводим в маркер тональность...
    Конструктор петель Пуская в дело качественный клип, созданный и отработанный кем-то другим, вы можете ничего не подгонять и не подстраивать - просто берете и пользуетесь. Создавая клип самостоятел...
    Рис. 4.93. Подгоняем границы клипа в конструкторе петель
    Рис. 4.93. Подгоняем границы клипа в конструкторе петель Когда вы решите, что клип зацикливается как следует, без рывков громкости и ритма, без щелчков, нажмите кнопку...
    Рис. 4.94. Клип стал петлей. Осталось ее настроить
    Рис. 4.94. Клип стал петлей. Осталось ее настроить В нашем распоряжении два движка для уточнения расстановки маркеров. Тот, возле которого на нашем рисунке написано No Slicing, расставляет линии р...
    Программные синтезаторы и сэмплеры
    Программные синтезаторы и сэмплеры Со второй версией Sonar XL приходит несколько синтезаторов и сэмплеров, соответствующих стандарту DXi - DirectX Instruments. Это синтезатор VSC, аналоговый синте...
    Добавление синтезаторов
    Добавление синтезаторов шят Для размещения программных синтезаторов в Сонаре предназначено L—И окно Synth Rack (см. рис. 4.95), которое вызывается этой кнопкой или L j командой Synth Rack в меню V...
    Рис. 4.96. Что будем добавлять?
    h2> Рис. 4.96. Что будем добавлять? Кроме того, его интересует, какие вы хотели бы создать дорожки. Для работы с синтом нам потребуется как минимум одна MIDI-дорожка (строка MIDI Source Track) и од...
    Синтезатор VSC471
    Синтезатор VSC471 Синтезатор Virtual Sound Canvas DXi разработан фирмой Edirol, подразделением, японской компании Roland, известной как производитель синтезаторов, драм-машин, гитарных примочек и...
    Аналоговый синтезатор DreamStation DXI2
    Аналоговый синтезатор DreamStation DXI2 Аналоговые синтезаторы предназначаются тем людям, кому интересно экспериментировать со звуком, создавать из простых сигналов необыкновенные фантастические с...
    Рис. 4.98. Аналоговый синтезатор...
    Генераторы Вглядевшись в скупые надписи на панели синтезатора DreamStation, мы поймем, что у прибора три генератора (секции Oscillator I, Oscillator 2 и Oscillator 3), сигналы которых он и смешива...
    Генераторы ADSR
    Генераторы ADSR Сигнал, полученный с генераторов, даже в самом сложном их сочетании, имел бы неестественно резкое начало (передний фронт) и также резко бы обрывался, кабы не замечательная возможно...
    Рис. 4.99. Форма сигнала под воздействием ADSR-генератора
    h2>Рис. 4.99. Форма сигнала под воздействием ADSR-генератора Буквой A (attack) обозначается передний фронт сигнала, D (decay) - первое затухание, S (sustain) - ровная часть, R - задний фронт (relea...
    Сэмплер Cyclone
    Сэмплер Cyclone В отличие от синтезаторов, которые создают тембры по каким-то математическим алгоритмам, сэмплеры используют для создания звука заранее записанные образцы - звуковые файлы (сэмплы1...
    Рис. 4.106. Pad Inspector
    Рис. 4.106. Pad Inspector Выбрав мышкой дорожку или ячейку, мы получаем возможность настроить в секции Pad Inspector самые важные параметры инструмента (см. рис. 4.106). Я уже упоминал о том, что...
    Рис. 4.107. Выставляем границы сэмпла
    h2> Рис. 4.107. Выставляем границы сэмпла Если нота заканчивается, а сэмпл еще не доигрался до конца, он, естественно, будет прерван, а это не всегда красиво звучит. Но стоит вам нажать кнопку Latc...
    Барабанный сэмплер DR-008
    Барабанный сэмплер DR-008 На самом деле DR-008 нельзя однозначно называть барабанным сэмплером. Потому что с таким же успехом его можно назвать, барабанным синтезатором. Программисты английской фи...
    Рис. 4.108. Барабанный сэмплер...
    Загрузка звуков в сэмплер DR-008, поставленный в рэк, изначально пуст, ни в одной ячейке нет ни единого звука. Надо их наполнить каким-то содержанием. Как? Можно загружать сэмплы в ячейки по одном...
    Модули
    Модули Когда мы щелкаем правой кнопкой мыши по пустой ячейке, выскакивает некое контекстное меню (см. рис. 4.109), причем совсем не такое, как у ячейки, куда уже загружен какой-то сэмпл. В этом ме...
    Рис. 4.109. Модули сэмплера DR-008...
    Сэмплерные модули Когда мы вставляем в ячейку звуковой файл, программа, не спрашивая нас, использует модуль Easy Sampler (простой сэмплер). Нажмите в ячейке кнопочку Е, и вам будет показано окошко...
    Рис. 4.110. Простой сэмплер
    Рис. 4.110. Простой сэмплер На самом деле, мы вовсе не обязаны всякий вставляемый звук обрабатывать именно этим простым модулем. Нажмем кнопку Config на панели сэмплера и выберем любой другой моду...
    Рис. 4.113. Модуль Velo Sampler...
    Синтезаторные модули Синтезаторные ударные используются чаще всего в техномузыке и прочих танцевальных стилях. Модуль такого типа - это, по существу, отдельный специализированный синтезатор, предн...
    Рис. 4.115. Модуль DrumSynthOOS...
    Операционные модули Модули из этой группы сами звуков извлекать не могут - это не синтезаторы и не сэмплеры. Они позволяют создавать различные комбинации и фигуры из звуков, которые созданы в друг...
    Рис 4.118. Модуль DD Autoroll...
    h2> Рис. 4.119. Модуль DD Sequencer Слева выбираете инструменты (ноты). Потом щелкаете по сетке в том месте, где должен быть удар. Появляется черный квадратик - есть удар! Чтобы квадратик удалить,...
    Внешний вид и органы управления
    Внешний вид и органы управления На рисунке 4.1 показан внешний вид программы Sonar 2.2 XL. Вот тут уж не скажешь, что все просто, понятно и совершенно классически устроено. Масса незнакомых и не о...
    Рис. 4.1. Секвенсор Cakewalk Sonar...
    Воспроизведение
    Воспроизведение Стоит щелкнуть по кнопке Play пли нажать «пробел», как музыка заиграет - вся сразу. Не заиграют только пустые дорожки и те, в строке которых помечен квадратик М (от слова mute - за...
    Рис. 4.4. Панель Loop Иногда...
    Перемещение по композиции Чтобы поставить курсор в нужную вам точку композиции, есть три способа: щелчок мышкой по свободному месту или по фрагменту (клипу) на правой панели (см. рис. 4.5); щелчок...
    Рис. 4.5. Куда надо щелкнуть...
    Рис. 4.5. Куда надо щелкнуть, чтобы установить курсор на новое место Правда, по клипам щелкать небезопасно, потому как сплошь и рядом вместо щелчка происходит небольшое перетаскивание. Вполне можн...
    Рис. 4.6. Панель Markers Самый...
    Время абсолютное и музыкальное На панели Position (см. рис. 4.7) два черных окошка, показывающих текущее положение курсора. Зачем два? Затем, что Sonar измеряет время двумя способами:...
    Рис. 4.7. Панель Position левое...
    Масштаб и единицы измерения Для изменения масштаба по вертикали и горизонтали в программе имеется дие пары кнопочек в виде лупы (см. рис. 4.8). Щелчок но лупе с плюсиком укрупняет изображение, щел...
    Рис. 4.8. Изменяем масштаб по оси времени
    Рис. 4.8. Изменяем масштаб по оси времени Над вертикальными лупами есть еще одна лупа (пустая), которая позволит растянуть рамочку для задания масштаба сразу по вертикали и горизонтали. Еще один с...
    Как спрятать лишние дорожки
    Как спрятать лишние дорожки По мере работы над композицией число дорожек растет. В какой-то момент работать с разросшейся композицией становится неудобно. На этот предмет в Сонаре предусмотрена во...
    Рис. 4.9. Меню кнопки Zoom Тооl
    h2>Рис. 4.9. Меню кнопки Zoom Тооl Клавиша М и команда Track Manager выводят на экран диспетчер дорожек - полный перечень треков, около каждого из которых стоит квадратик: есть галочка в квадратике...
    Примерный план кампании
    Примерный план кампании Теперь, после того как мы обсудили основные возможности Сонара можно поговорить и о том, как можно было бы строить работу по созданию музыкальной композиции....
    Разбираемся с MIDI
    Разбираемся с MIDI Первым делом создается ритм-секция - записываются бас и ударные инструменты, а также какой-то ритмический инструмент (например, ритм-гитара или фортепьяно). Кому-то будет удобне...
    рис. 4.120. Первая и четвертая...
    Переводим MIDI в аудио Чтобы перевести MIDI-трек в аудио, включаете на MIDI-дорожке кнопку S (соло), чтобы все остальные дорожки не мешались, включаете на новой аудиодорожке кнопку R (Arm for reco...
    Работаем со звуком
    Работаем со звуком Собираясь писать живой звук, даже планируя обойтись вообще без использования MIDI, все равно сделайте с помощью MIDI некую заготовку, под которую ваши музыканты без особого труд...
    Выстраиваем картину
    Выстраиваем картину Уже при монтаже надо будет потихоньку расставлять инструменты по панораме и громкости - выстраивать звуковую картину. Кроме того, на дорожки можно будет назначить обработки - э...
    Рис. 4.121. Экспорт аудио
    h2>Рис. 4.121. Экспорт аудио Собрать все wav-файлы в один можно, например, в Sound Forge, там же -расставить паузы между песнями (обычно около 3-4 секунд), обработать маcтеринговой программой. Можн...
    Запись
    Запись Перед тем как приступить к записи, ладо провести некоторые достаточно важные подготовительные операции - создать проект, назначить дорожку для записи, указать программе, что и с какого исто...
    Создаем новый проект
    Создаем новый проект По клавиатурной комбинации Ctrl-N Sonar создает новый проект с четырьмя пустыми треками - двумя звуковыми и двумя MIDI. Это стандартный пустой проект, созданный по шаблону Nor...
    Выбираем темп для композиции
    Выбираем темп для композиции На рисунке 4.10 показана панель Tempo (темп). В черном окошечке записан темп - по умолчанию всегда 100 ударов в минуту. Но можете встать туда курсором и ввести другое...
    Рис. 4.10. Панель Tempo Чтобы...
    h2> Рис. 4.11. Задаем изменение темпа Если же помечена строка Change the Most Resent Tempo, то меняется только последняя перемена темпа. Вам не придется специально ее искать и запоминать время или...
    Сохранение и открывание файлов
    Сохранение и открывание файлов Sonar сохраняет композицию (проект) в файле собственного формата Cakewalk Project (расширение cwp). Когда секвенсор этот назывался еще Cakewalk Audio или Cakewalk Pr...
    Рис. 4.25. Очистка папки аудиоданных
    Рис. 4.25. Очистка папки аудиоданных Сироты могут образовываться от самых разных причин - важно, что мы сможем найти их и удалить, не ползая для этого по сотням файлов с сачком и лупой, дабы без о...
    MIDI-редактор Piano Roll
    MIDI-редактор Piano Roll Для редактирования MIDI-партий мы будем пользоваться специальным редактором Piano Roll, достаточно мощным и продуманным. В него можно перейти, нажав эту кнопку...
    Рис. 4.26. Окно Piano Roll
    Рис. 4.26. Окно Piano Roll И во время всех этих манипуляций совершенно не задумываться о том, как та или иная нотка называется и где на нотном стане расположена, нужен ей какой-нибудь бемоль или м...
    Рис. 4.27. Выбираем две дорожки для редактирования
    Рис. 4.27. Выбираем две дорожки для редактирования В этом случае нам весьма пригодится самая правая часть окна нашего LU MIDI-редактора (панель дорожек Track Panel), которую ставит на экран снова...
    Выделение нот и простое редактирование
    Выделение нот и простое редактирование...
    Рис. 4.28. Параметры выделенной ноты
    Рис. 4.28. Параметры выделенной ноты Обратите внимание на панельку Event Inspector (см. рис. 4.28), которая располагается в третьем ряду главной сонаровской кнопочной напели. Пока не выделена ни о...
    Рис. 4.29. Параметры ноты Можно...
    Копирование, вставка, вырезание Копирование выделенных фрагментов происходит обычными способами (Ctrl-C, Ctrl-Ins, Edit Сору), но затем выдается такое окошко, как на рисунке 4.30. Нас спрашивают,...
    Рис. 4.30. Что будем копировать?...
    Рис, 4.37. Команда поиска и выделения Когда окно вызывается из меню Go (переход) командой Search (поиск), происходит просто поиск ближайшей к курсору ноты или иного события, которое подходит под з...
    Операции над группами нот
    Операции над группами нот Самые интересные команды обработки выделенных фрагментов по всяким хитрым алгоритмам находятся в меню Process. Об одной такой команде - Interpolate - мы уже говорили в пр...
    Транспонирование
    Транспонирование Команда Transpose выполняет очень простую, но весьма распространенную операцию -поднимает или опускает ноты в выделенном фрагменте на заданное количество полутонов (см. рис. 4.38)...
    Рис. 4.38. Транспонирование Настройка...
    Сдвиг нот Команда Slide (сдвиг) из меню Process (см. рис. 4.40) сдвигает выделенный фрагмент на указанное вами число тактов (Measure). Можно задать сдвиг также на указанное число тиков (Ticks), се...
    Рис. 4.40. Сдвигаем выделенный...
    Управление длительностью нот Команда Length (длина) (см. рис. 4.41) позволит изменить в выделенном фрагменте время начала нот (строка Start Times) и их длину (строка Durations). Сдвиг задается в п...
    Рис. 4.41. Меняем длительность...
    Управление громкостью нот Команда Scale Velocity (масштабирование громкости) меняет громкость выделенных нот, причем задавать ее можно как в абсолютных величинах, так и в процентах (см. рис. 4.42)...
    Рис. 4.43. Задаем разброс громкости...
    Квантизация Еще один способ приблизиться к золотой середине представлен на рисунке 4.44. Это диалоговое окно команды Quantize (квантизация). Что это еще за квантизация?...
    Рис. 4.46. Квантизация с рандомизацией...
    Прочие команды обработки нот Команда Retrograde (обратить) в меню Process без всяких дополнительных вопросов размещает ноты в выделенном фрагменте задом наперед. Команда Fit to Time (подогнать по...
    Рис. 4.47. Увеличиваем длину фрагмента...
    h2> Рис. 4.48. Фильтруем гитарные глюки Соответственно, и диалоговое окно построено по принципу фильтра (см. рис. 4.48). Вверху задается самая высокая нота (надо пометить строку Pitch), в середине...
    Создание партий ударных инструментов
    Создание партий ударных инструментов В стандартном наборе звуков General MIDI (именно такой набор имеется в любом саундбластере) на десятом канале располагается не один инструмент, а сразу куча -...
    Редактирование партии ударных в MIDI-редакторе
    Редактирование партии ударных в MIDI-редакторе Стоит вам только задать для дорожки десятый MIDI-канал, как внешний вид редактора Piano Roll довольно сильно изменится (см. рис. 4.49). Вместо клавиа...
    Рис. 4.51. Заменяем клавиатуру...
    Автоматизация создания барабанных партий Не всякий человек, желающий сделать в Сонаре аранжировку своей или чужой песенки, создать танцевальный мпкс или еще что-то крутое и классное, - не всякий т...
    Драм-машина
    Драм-машина Второе средство для тех, кто хочет пользоваться хорошо сыгранными партиями барабанов, - это Session Drummer (сессионный барабанщик), которого вы сможете вызвать из подменю Process MIDI...
    Рис. 4.52. Драм-машина Cakewalk Fx Session Drummer
    Рис. 4.52. Драм-машина Cakewalk Fx Session Drummer В состав одного стилевого файла входит несколько ритмических рисунков (список Pattern справа). Двойной щелчок по строке - и ритм попадает вниз, в...
    Нотный редактор Staff
    Нотный редактор Staff Представлением нот в виде полосочек дело не исчерпывается. Sonar предоставляет нам возможность работать с нотами именно такого вида, к какому педагоги терпеливо и настойчиво...
    Рис. 4.53. Нотный редактор Staff
    Рис. 4.53. Нотный редактор Staff Изменить состав и количество партий, показываемых в нотном редакторе, можно в любой момент: как и в редакторе Piano Roll тут действуют клавиша Т и кнопка Pick Trac...
    Рис. 4.54. Выбираем параметры представления нотной строки
    Рис. 4.54. Выбираем параметры представления нотной строки В списке Track выбираете, для какой дорожки будете менять установки. В списке Clef (ключ) задаете, в каком ключе будет показана партия: ст...
    Рис. 4.55. Управление нотным редактором
    Рис. 4.55. Управление нотным редактором Этот же карандашик позволит вводить текст песни, расставлять аккорды, оттенки громкости и значки нажатия и отпускания педали. Про педали и оттенки громкости...
    Ввод текста
    Ввод текста Нажав кнопку с буквой L (Lyrics - лирика), мы переходим в режим ввода текста. Текст вводится непосредственно под нотной линейкой, точно под началом ноты. При этом курсор должен приобре...
    Рис. 4.56. Вводим «текст слов»
    Рис. 4.56. Вводим «текст слов»...
    Рис. 4.57. Текстовый редактор...
    Ввод аккордов Нажав кнопочку С (отсылаю вас снова к рис. 4.55), мы переходим в режим ввода аккордов (от слова chord - аккорд). Тем же самым курсором-карандашиком надо будет щелкать уже не ниже нот...
    Рис. 4.58. Свойства аккорда На...
    Гитарный гриф Чтобы заниматься музыкой, ноты знать, как известно, не обязательно (хотя и желательно). В мире миллионы гитаристов-самоучек, которые не знают и тем не менее активно музыкой занимаютс...
    Рис. 4.59. Рисуем ноты на грифе
    Рис. 4.59. Рисуем ноты на грифе Кнопочка Export to ASCII Tab и клавиша X позволят сохранить гитарную в= партию в виде текстового файла с табулатурой. Гитаристы-самоучки хо-I рошо знают этот способ...
    Редактирование аудиодорожек
    Редактирование аудиодорожек В старом Кэйкуоке для редактирования аудиоданных был предусмотрен специальный аудиоредактор, который открывался двойным щелчком по клипу. В Сонаре нужда в таком редакто...
    Выделение клипов и фрагментов
    Выделение клипов и фрагментов Чтобы выделить клип целиком, просто щелкните по нему мышкой. Чтобы выделить несколько клипов вразбивку, щелкайте по ним с клавишей Ctrl. При этом на линейке вверху по...
    РИС. 4.61. Панель Select Можно...
    Команды редактирования Клавиатурные комбинации Ctrl-C, Ctrl-X и Ctrl-V и соответствующие им команды меню Edit задают стандартные операции копирования, вырезания и вставки - выдаются такие же диало...
    Рис. 4.63. Команда Split Если...
    Редактирование мышкой Редактировать клипы мышкой довольно просто н, главное, быстро. Я бы даже сказал, что этот способ работы с клипами является основным. Jkj Основным для нас будет режим выбора,...
    Рис. 4.64. Параметры перетаскивания
    Рис. 4.64. Параметры перетаскивания смешивать старый материал с новым (Blend Old and New) - при этом клипы остаются целы, просто программа кладет их один поверх другого; заменять старый материал н...
    Рис. 4.67. рисуем кривую возрастания...
    Рис. 4.68. Автоматический кроссфэйд
    Рис. 4.68. Автоматический кроссфэйд Правда, для того чтобы показать вам на этом рисунке обе огибающие, мне пришлось снять выделение с клипа, который я перемещал. Пока он был выделен, Sonar показыв...
    Рис. 4.69. Исправляем ошибки исполнителя
    h2> Рис. 4.69. Исправляем ошибки исполнителя Находим начало и конец неправильно стоящего звука, режем клип Б этих местах (S). Затем двигаем фрагмент на правильное место и, вытягивая или сокращая гр...









Начало