Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Выстраиваем картину



Выстраиваем картину

Уже при монтаже надо будет потихоньку расставлять инструменты по панораме и громкости - выстраивать звуковую картину. Кроме того, на дорожки можно будет назначить обработки - эквалайзер, компрессор, реверберацию, эхо.
При выборе параметров реверберации и эха не стоит помещать инструменты в совсем уже разные помещения. Представляйте себе, что музыканты все же пребывают в некоем общем пространстве, например стоят на одной сцене. А если один в католическом соборе, а другой в рок-клубе, как они могут играть вместе?!
Когда все записано и смонтировано, предстоит свести разрозненные партии в единую композицию: выставить уже окончательный баланс по громкости и панораме, определиться с параметрами эквалайзеров, компрессоров, реверов, флэнджеров и прочего.
При этом обязательно надо прослушивать музыку и в наушниках, и на внешних громкоговорителях, на качественных колонках и на дешевых. Только так вы поймете, как ваша музыка будет восприниматься слушателями, у которых, как известно, может быть аудиоаппаратура самых разных классов, включая автомобильные приемники и плееры, которые, как известно, приходится слушать при включенном моторе.
Кроме того, надо послушать музыку очень громко, на средней громкости и максимально тихо. Это тоже выявляет многие недостатки записи - вдруг выяснится, что какой-то инструмент вылезает поперед батьки в пекло, или окажется, что концы слов пропадают в громе всего остального ансамбля... За этим надо очень внимательно последить.
Вообще, сведение - это исключительно важный и сложный процесс, тут масса нюансов, многие из которых я не смогу вам объяснить, поскольку сам не знаю. Знаю только, что надо сбалансировать звук по громкости в правом и левом канале, надо развести по панораме инструменты, которые могут друг другу мешать (потому что играют одновременно или у них схожие частотные характеристики). Надо убрать из-под голоса все, что может его глушить. Поставить взаимодействующие инструменты так, чтобы они взаимодействовали. Не должно быть фазовых искажений при переводе стереозвука в моно (например, при передаче по АМ-радио).
Ну и все прочее того же типа.
В конце работы над композицией сгоняете все в один стереофайл командой File > Export > Audio. Но сначала заглушите все неработающие дорожки, отключите все ненужные кнопки Solo, клавишей Mum 5 снимите все выделения (если выделение не снять, то экспортируется только то, что выделено).
Выбираете формат RIFF Wave (см. рис. 4.121), если планируете создать ау-диодиск, или МРЗ, если хотите выставить музыку в интернет или закачать в МРЗ-плеер.
(Может быть, у вас в Сонаре стоит кодировщик МРЗ, который имеет ограничение по времени работы (скажем, всего на месяц), тогда вы сможете воспользоваться МРЗ-кодировщиком из комплекта Sound Forge или скачать себе бесплатную утилитку-кодировщик, которых в интернете полно.)
Секция Mix Enables позволит отключить какие-то из онлайновых средств редактирования: не обращать внимания на кнопки Mute и Solo, на онлайновые обработки и огибающие клипов и треков. Если все галочки оставить, то wav-файл запишется все, как у вас было. Только в реальном времени ваш проект мог, к примеру, заикаться от перегрузки эффектами реального времени, а после экспорта вы получите звуковой файл, в котором все обработки применены. И без всяких заиканий.
Всё, песни готовы, сброшены в отдельные wav-файлы. Что дальше?
Дальше уже приходит пора собирать альбом. Даже если вы делаете демо-запись всего из двух-трех песен, все равно надо выстроить их так, чтобы не было между ними контраста по громкости и характеру звучания.



Содержание раздела