Фильтр, окно которого Notch Filter (рис. 6.8), открывается командой Effects > Filters > Notch Filter, предназначен для подавления нежелательных узкополосных составляющих в спектре сигнала. Он особенно полезен для подавления фоновых составляющих с частотой промышленной электрической сети (50 Гц) и гармоник этой частоты, образующихся в результате нелинейных преобразований.
Рис. 6.8. Диалоговое окно Notch Filter
В группе Tones to Notch можно выбрать значение частоты (Frequency) и степень подавления (Attenuation) для каждой из подавляемых составляющих спектра.
Флажки DTMF Lower Tones и DTMF Upper Tones — включение/отключение режима подавления спектральных составляющих на частотах, стандартных для системы тонального набора номера телефона. Степень подавления можно выбрать отдельно для каждой группы низкочастотных и высокочастотных тонов.
Если флажок Fix Attenuations to установлен, то для всех частот уровень ослабления будет одинаковым (вводится в соответствующем поле). Если этот флажок сброшен, то есть возможность выбрать индивидуальные уровни ослабления каждой частоты.
В раскрывающемся списке Notch Width вы можете выбрать порядок фильтра [12] и, тем самым, ширину полосы его пропускания: узкую (Narrow), очень узкую (Very Narrow) или супер узкую (Super Narrow). Рекомендуемые значения степени подавления для:
В списке Presets содержатся следующие предустановки:
Предпоследний из вариантов фильтров представляет особый интерес и нуждается в пояснениях. По своему назначению каждый из элементов такого фильтра напоминает контур ударного возбуждения, обладающий высокой добротностью. При поступлении на такой контур короткого импульса или даже небольшого по амплитуде колебания, частота которого совпадает с резонансной частотой контура, в нем возбуждаются колебания большой амплитуды, которые долго не затухают.
Сигнал, имеющий богатый спектр (например, речь человека), в результате обработки таким фильтром приобретает мелодический характер: появляется то затухающий, то вновь возрождающийся призвук, напоминающий звучание аккорда До мажор. В этом нет ничего удивительного, ибо частоты настройки элементов фильтра, который в списке предустановок называется Ice Cream Truck, находятся приблизительно в тех же соотношениях, что и частоты звуков До, Ми, Соль.
Рассматриваемое окно фильтра носит название Notch Filter. По смыслу этого названия фильтр должен только подавлять определенные частоты. Но пресет Ice Cream Truck совершенно не укладывается в эту логику. Здесь не подавляются, а, наоборот, подчеркиваются определенные частоты. Это привело нас к мысли, что Notch Filter обладает неочевидными свойствами, о которых ничего не сказано в руководстве пользователя. После непродолжительных экспериментов с фильтром стало ясно, что характер фильтра (ослабление или усиление частотных составляющих сигнала) зависит от знака параметра, который вводится в полях Attenuation. Если ввести, например, 25 дБ, тогда программа воспримет такой ввод, как: "Подавить частотную составляющую на 25 дБ". Если ввести —25 дБ, это трактуется как подавление составляющей на —25 дБ, что эквивалентно указанию повысить уровень частотной составляющей на 25 дБ.
Если взять в качестве обрабатываемого аудиофайла запись шума, то с помощью фильтра Notch Filter можно синтезировать звук, с любым распределением пяти спектральных составляющих. Поскольку шум является широкополосным процессом, в его спектре присутствуют составляющие с любыми частотами (во всяком случае, в пределах от единиц герц до десятков килогерц), то всегда найдется частота, которую можно выделить фильтром Notch Filter.