Теперь подтащим черный треугольник к другому склону горы. Все, что находится левее указателя, Photoshop сделает чистым черным цветом, соответственно перестроится и весь диапазон уровней.
После того как мы нажмем ОК, у нас наконец, появятся белые и черные участки, изображение станет заметно ярче и разборчивее.
Если снова нажать Ctrl-L, у фотографии окажется уже совсем другой график яркости (см. рис. 1.80). Теперь на нем есть точки от белой до черной, диапазон выровнялся, отчего и выглядит она намного лучше.
Но хочу обратить ваше внимание на вертикальные белые линии, разбивающие новый график. Так обозначены яркости, которым на рисунке не соответствует ни одной точки. То есть в диапазоне возникли пробелы.
Ведь мы с вами фактически отрезали часть диапазона: все близкие к белому, самые светлые участки объявили чисто белыми, а самые темные - черными. Photoshop равномерно распределил оставшиеся пиксели по яркостям -растянул диапазон. От растяжения и вышли пробелы.
Пробелы эти возникают при любой коррекции яркости и контраста, каким бы способом это ни делали, какой бы командой ни воспользовались. Вопрос только в том, чтобы потери были минимальны при максимальном выигрыше от самой коррекции.
А для чего нам третий регулятор - треугольничек серого цвета в середине? Что делать с ним?
Этот указатель задает так называемую серую точку - середину диапазона. Когда мы двигаем черную и белую точки, Photoshop смещает и серую - так, чтобы она оказалась точно посредине нашего нового диапазона. Но такая автоматизация требуется далеко не всегда.
Например, мы отрегулировали положение белой и черной точек, а заодно (мы совсем не этого добивались!) пропали некоторые существенные для данной фотографии детали в тенях. Тогда стоит сдвинуть серую точку вправо, несколько растянув темную часть диапазона и тем самым выявив темные детали.
И наоборот, когда маловато деталей в светах, выявить их можно, сдвигая серую точку влево.
Понятно, что, расширяя диапазон в светлой части графика, мы что-то те-Ряем в темной, и наоборот. Но всегда можно отыскать золотую середину. Главное понимать, что на данном изображении существенно и важно, а без чего можно (а иногда и нужно!) обойтись.
В принципе вы вообще не обязаны пользоваться движками: разрешается указать черную, белую и серую точки прямо на рисунке. Если вы знаете, что вот тут на фотографии яркий блик на стекле, который должен быть максимально ярким, там - глубокая черная тень, а вот здесь асфальт, которому надлежит быть просто серым, - тогда щелкните в окне Levels по одной из трех пипеток (с черным носиком, с серым или с белым), а потом по нужной точке на рисунке. Photoshop сразу же соответствующим образом скорректирует диапазон.
Есть одна проблема в этом замечательном способе: если чистый черный и чистый белый на фотографиях чаще всего найти удается, то с чистым серым фокус чаще всего не проходит. Обычно находится серый с примесью, с преобладанием какого-то из базовых цветов. А выбор такой средней точки может вызвать самые неожиданные последствия. Ведь Photoshop на самом деле рассчитывает яркости по каждому из цветовых каналов отдельно1. Стоит вам попасть в такую точку, которая хоть и серая на первый взгляд, но в ней преобладает красный цвет, как весь рисунок станет голубоватым (произойдет сдвиг в сторону цвета циан - Cyan). А если в точке был некоторый перебор зеленого, то не миновать вам сдвига в сторону мадженты (пурпурного, Magenta).
1 Списочек Channel вверху диалогового окна позволит вам корректировать отдельно красный, синий или зеленый канал.
2 Подстроить параметры, которыми руководствуется Photoshop при выполнении автоматизированных операций, можно, нажав кнопочку Options в окне Levels. Это для самых пытливых и любознательных.
А если вы еще и со вспышкой снимали, то бананы выйдут совсем здорово!
При автоматической обработке Photoshop будет рассматривать ваше изображение в целом - по количеству пикселей того или иного цвета (примерно так же, как смотрел и фотоаппарат), - а потому ничего толком и не поправит.
Конечно, можно выделить излишне светлые участки, размыть края, потом инвертировать выделение (Shift-Ctrl-I) и скорректировать только темную часть изображения автоуровнем (Shift-Ctrl-L). Но ручная регулировка все равно эффективнее.
Иногда, кстати, бывает просто необходимо выделять яркие части изображений и регулировать уровни яркости в них отдельно от всего остального изображения. Например, у вас на фотографии яркое красивое небо, но пейзаж темный - ваш знаменитый фотоаппарат, при всей его клевости и крутости, воспроизвести как следует и то и другое не может. И Photoshop автоматически тоже не сможет! Проявится пейзаж - небо окажется белесым и плоским, проявится небо - скроется во тьме пейзаж. А вот при раздельной обработке нет уже ничего невозможного!
Еще одна деталь диалогового окна Levels осталась пока без рассмотрения. Я говорю о градиентной полосочке в самом низу, под графиком (см. рис. 1.79 или 1.80). Называется это Output Levels (уровни на выходе).
Если мы сдвинем левый движок (черный), то в нашем рисунке вообще не останется чистого черного цвета, он заменится серым (таким, на который укажет ваш движок). А если подвинуть белый движок, то не останется чистого белого1. Таким образом мы уменьшаем разброс яркостей, присутствующих на нашем изображении - сжимаем диапазон яркостей, вместо того чтобы его растягивать.
Иногда и такая странная возможность может пригодиться.
Команда Levels хороша прежде всего своей наглядностью. Но по части гибкости сто очков вперед даст ей следующая команда, которая занимается регулировкой кривых.