Обработка звука в Adobe Audition 1.5



 

Знакомимся с эффектом Flanger

В основу звуковых эффектов флэнжер (Flanger) и фэйзер (Phaser) также положена задержка сигнала. Чем эти эффекты отличаются от дилэя?

В аналоговых устройствах эффекты реализуются при помощи гребенчатых фильтров, имеющих амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) такого же вида. Гребенчатые фильтры могут строиться на линиях задержки. Характерная форма АЧХ создается за счет сдвига фазы при распространении сигнала в линии задержки и сложения реализаций задержанного сигнала.

Меняя параметры гребенчатого фильтра, можно в значительной степени изменять первоначальный тембр звука.

Гребенчатая АЧХ фильтра обусловлена тем, что для некоторых частот задержанные копии сигнала складываются в фазе и поэтому усиливаются, для других частот — в противофазе и поэтому взаимоуничтожаются. Периодическая структура АЧХ определяется периодическим характером составляющих аудиосигнала (синусоид).

Как вы уже знаете, дилэй имитирует эффект неодновременного восприятия мозгом человека звуковых сигналов, поступающих через уши. Эффект повторного звучания может быть вызван и распространением звука от источника к приемнику различными путями (например, звук может приходить, во-первых, напрямую и, во-вторых, отразившись от препятствия, находящегося чуть в стороне от прямого пути). И в том, и в другом случае время задержки остается постоянным. В реальной жизни этому соответствует маловероятная ситуация, когда источник звука, приемник звука и отражающие предметы неподвижны друг относительно друга. При этом частота звука не изменяется, каким бы путем и в какое бы ухо он не приходил.

Если же какой-либо из трех элементов подвижен, то частота принимаемого звука не может оставаться равной частоте переданного звука. Это не что иное, как проявление того самого эффекта Доплера, который в школьных учебниках традиционно поясняется на примере изменения высоты звучания гудка движущегося паровоза.

Итак, реальные музыкальные звуки при распространении претерпевают не только расщепление на несколько волн с различными задержками, но и неодинаковое для различных спектральных составляющих изменение частот.

И флэнжер, и фэйзер имитируют (каждый по-своему) проявления взаимного перемещения упомянутых трех элементов: источника, приемника и отражателя звука. По сути дела, оба эффекта представляют собой сочетание задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией. Разница между ними чисто количественная. Флэнжер отличается от фейзера тем, что для первого эффекта время задержки копии (или времена задержек копий) и изменение частот сигнала значительно большее, чем для второго. Упомянутые количественные отличия эффектов приводят и к отличиям качественным: во-первых, звуки, обработанные ими, приобретают различные акустические и музыкальные свойства, во-вторых, эффекты реализуются разными техническими средствами.

Значения времен задержек, характерные для флэнжера, существенно превышают период звукового колебания, поэтому для реализации эффекта используют многоразрядные и многоотводные цифровые линии задержки. С каждого из отводов снимается свой сигнал, который в свою очередь подвергается частотной модуляции.

Для фэйзера, наоборот, характерно очень маленькое время задержки Оно столь мало, что оказывается сравнимым с периодом звукового колебания При столь малых относительных сдвигах принято говорить уже не о задержке копий сишала во времени, а о разности их фаз Если эта разность фаз не остается постоянной, а изменяется по периодическому закону, то мы имеем дело с эффектом Phaser Так что можно считать фейзер предельным случаем флэнжера Но если внимательно прочитать еще раз этот абзац, то можно увидеть, что фейзер — это не что иное, как фазовое вибрато

Диалоговое окно эффекта Flanger (рис 8.6) открывается командой Effects > Delay Effects > Flanger.



Рис. 8.6. Диалоговое окно эффекта Flanger

Рассмотрим опции этого окна С помощью ползункового регулятора Original—Expanded (или Original—Delayed, в зависимости от режима, заданного в группе Mode), устанавливается соотношение смешиваемых сигналов исходного и обработанного звука Регуляторы Initial Mix Delay и Final Mix Delay соответственно задают начальное и конечное запаздывание "плывущего" звука за один полупериод "плавания" Звуки левого и правого стереоканалов могут задерживаться по-разному Ползунком регулятора Stereo

Phasing задают разность фаз для стереоканалов. Регулятор Feedback определяет глубину обратной связи.

В группе Mode можно задать различные комбинации трех режимов с помощью флажков: Inverted — инвертирование обработанного сигнала; Special EFX — микширование сигналов (специальный режим); Sinusoidal — отставание обработанного сигнала от исходного по синусоидальному закону. Если этот режим не задан (флажок снят), то отставание будет изменяться от начального значения до конечного (и в обратную сторону) по линейному закону.

В группе Rate задаются параметры обработанного сигнала — Frequency (Частота) или Period (Период) прохождения полного цикла "отставание начальное-конечное-начальное" и Total Cycles — общее количество таких циклов.

Как обычно, имеется пополняемый список предварительных установок Presets.

В файле EX08_04.WAV в качестве примера сохранен сигнал, получившийся в результате обработки файла EX07_01.WAV эффектом Flanger при различных установках параметров эффекта.

 
Назад Начало Вперед