Обычно нормализацию применяют для того, чтобы, не прибегая к преобразованию динамического диапазона, сделать громкость звучания волновой формы максимальной, но при этом ни для одного из отсчетов не произошло переполнение разрядной сетки. Можно, конечно, и просто усилить сигнал, воспользовавшись опциями окна Amplify, но в этом случае нет гарантии, что не произошло переполнение разрядной сетки. Поэтому нормализация равноценна оптимальному усилению сигнала: сигнал усиливается ровно во столько раз, чтобы громкость стала максимально допустимой, а искажения не возникали. Рассмотрим пример, иллюстрирующий такую нормализацию.
А теперь перейдем к сути нормализации волновой формы.
Рис. 5.12. Диалоговое окно Normalize
На рис. 5.13 представлен пример волновой формы, где максимальное значение имеет отсчет, находящийся около 3-й секунды (на рисунке эта область волновой формы специально выделена).
Рис. 5.13. Пример волновой формы до нормализации
Выделим всю волновую форму, откроем диалоговое окно Normalize, в поле Normalize to введем значение 100 (%, или 0 дБ), нажмем кнопку ОК и рассмотрим полученный результат (рис. 5.14).
Рис. 5.14. Пример волновой формы после нормализации
Из рис. 5.14 видно, что теперь:
Иногда появляется необходимость производить нормализацию более чем на 100%. Может возникнуть справедливый вопрос: а не произойдет ли при этом переполнение разрядной сетки с соответствующим появлением нелинейных искажений? Конечно, произойдет. Но в некоторых случаях это не так уж и страшно. Приведем пример.
Допустим, в аудиофайле имеется одна или несколько импульсных помех, амплитуды которых значительно превышают амплитуду полезного сигнала. После выполнения 200%-й нормализации полезный сигнал станет значительно громче (чего и добивались), а щелчки громче стать не смогут по той причине, что громче им становиться некуда вследствие введенного ограничения. Правда, возникнут дополнительные нелинейные искажения этих импульсных помех. Как от них избавиться? Это другой вопрос. Но главная цель рассмотренного примера достигнута — полезный сигнал стал громким.
Диалоговое окно Normalize содержит еще два флажка. Если флажок Normalize L/R Equally установлен, то нормализация происходит по следующей схеме:
В результате сигнал в одном из каналов вряд ли будет усилен до максимального возможного уровня. В этом нет ничего страшного. На то он и стереозвук, чтобы сигналы в разных каналах не были одинаковыми.
Иногда требуется раздельная нормализация стереоканалов. Например, левый и правый каналы содержат совершенно разные сигналы от разных источников звука. В этом случае полезно снять флажок Normalize L/R Equally.
С помощью флажка DC Bias Adjust задается центровка сигнала относительно нулевого уровня, а заодно и подавление низкочастотной составляющей.
Нормализация — не такая уж безобидная операция, какой кажется. Применять ее неоднократно к одному и тому же сигналу без особой нужды не следует. Дело в том, что любые операции с числами, представленными конечным количеством разрядов, приводят к возникновению погрешности. На слух погрешность вычислений проявляется как искажение сигнала. При многократных вычислениях погрешность накапливается, и искажения становятся более заметными.
Рассмотрим волновую форму из файла EX05_02.WAV с точки зрения возможности и целесообразности применения нормализации. В этой волновой форме записаны два дубля материала, необходимого для дальнейшей работы (рис. 5.15, а).
Рис. 5.15a. Волновая форма (файл EX05_02.WAV) до нормализации
Рис. 5.15b. Волновая форма (файл EX05_02.WAV) после нормализации
Первый дубль нормализовывать смысла нет. В нем и так имеются отсчеты, достигающие максимального значения разрядной сетки (мы о них говорили, когда разбирались с клиппированием).
Второй дубль записан с меньшим уровнем, и для него имеется запас по усилению, составляющий примерно 2 дБ. Этот дубль мы и нормализуем. Помня о том, что предстоит шумоподавление, перед нормализацией выделим второй дубль вместе с паузой перед ним (в паузе находится будущий образец шума). Если бы при нормализации сигнал на участке, содержащем запись речи, мы усилили, а шум в паузе оставили, как есть, то это бы в будущем "ввело в заблуждение" систему шумоподавления. О том, что волновая форма содержит участки с различными уровнями шума, теперь придется постоянно помнить. Чтобы избавить себя от подобной заботы, есть смысл после такого преобразования разделить файл EX05_02.WAV на 2 части. Так мы и сделаем:
Рис. 5.16. Волновая форма (файл EX05_04.WAV)
В дальнейшем, если не возникнет каких-либо непредвиденных обстоятельств, мы будем работать с единственным дублем, хранящимся в файле EX05_04.WAV. А файл EX05_03.WAV сохраним в качестве резервного.