Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Сэмплеры



Сэмплеры

Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что большинству людей, которые хотят научиться работать с музыкальными программами, не очень-то интересно заниматься созданием собственных инструментов - что-то там сэмплировать, конструировать, размечать и т. п. Большинству начинающих не хочется тратить на это время, они хотели бы пользоваться в своей работе готовыми библиотеками звуков. И библиотеки такие существуют - очень большие и весьма качественные, причем по самым разным стилям и направлениям музыки, по разным группам инструментов - ударных, клавишных, струнных, духовых, народных, синтетических, в виде сэмплов и в виде петель... Вопрос только в том, как получить к этим библиотекам доступ.
Вопрос распадается на две части: где взять эти библиотеки и как ими воспользоваться.
Ответ на первый «подвопрос» достаточно очевиден. В музыкальных и компьютерных магазинах можно найти множество компакт-дисков со звуками самых разных типов и размеров, есть множество интернетовских сайтов, на которых частные лица и мелкие фирмы продают диски из своих коллекций. Сходите, к примеру, на Яндекс, введите строку для поиска «библиотека звуков» или «продаю сэмплы» и найдете массу таких объявлений. Есть немало сайтов, откуда можно скачивать звуки непосредственно - иной раз и бесплатно (см. таблицу 6 в приложении).

Кстати, хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство. Покупая компакт-диски со звуками, берите только «сухие» звуки - без реверберации, дилэя и всей про-.чей красоты. Звучать такие сэмплы могут классно, но пользоваться ими в реальных произведениях будет невозможно. К примеру, у вас в композиции обработки имитируют небольшой объем - комнату, маленький зальчик, студию, а классные звуки, купленные за 30 долларей, все как один звучат как бы в большом концертном зале. А то и в бескрайнем космическом пространстве. Ну и что делать? Выбросить.

Второй вопрос - насчет того, как всеми этими звуками пользоваться - более сложен. И вот почему.
В раннюю компьютерную эру самыми популярными «железными» сэмплерами были изделия фирмы Akai, в которые можно было загружать высококачественные наборы многослойных сэмплов с CD. Поэтому среди музыкантов акаевские диски стали фактическим стандартом. Имеешь возможность работать с инструментами этого формата - перед тобой открыт весь мир звуков, наработанных профессионалами за пару десятилетий. Не можешь - сидишь, как последний герой Робинзон Крузо на необитаемом острове, и пользуешься тем что само упало с ближайшей пальмы. Фигней всякой пользуешься.
Но Windows не понимает формата дисков Akai. Проводник показывает пустой компакт-диск, a FAR Manager пишет Cannot read the disk in drive E: (не могу прочесть диск в дисководе, к примеру, Е:). А значит, нам нужен такой программный сэмплер, который мог бы эти диски читать.
В конце 90-х вышла наделавшая много шуму программа GigaSampler, которая читала акаевские диски и позволяла сохранять инструменты на винчестере в файлах собственного гигасэмплеровского формата (расширение gig).
В 2000 году вышла следующая, еще более продвинутая версия этой программы - GigaStudio, которая и подтвердила новый стандарт. Сегодня вы без особого труда сможете найти качественные и обширные библиотеки звуков в формате GigaStudio. Компакт-диски тут, к счастью, нормально читаются системой Windows - это обычные диски с данными. Но сэмплер, который мы ищем, должен понимать формат GIG.
К сожалению, в комплекте Сонара ничего такого нет. Так что со временем, когда вы освоитесь с богатствами сонаровского комплекта и возникнет у вас желание расширить диапазон звуков, вам потребуется еще одна программа-сэмплер. Я, конечно, не исключаю, что и в комплект Сонара будет со временем включена какая-нибудь походящая софтинка. Но пока ее нет, надо взять что-то на стороне. Что же?
Естественно, первое, что приходит в голову, - не искать копий и подобий, воспользоваться первоисточником - сэмплером NemeSys GigaStudio. Именно об этой программе мы и поговорим в первую очередь. Программа мощная, очень быстрая, способная загрузить инструмент такого громадного размера, что и на компакт-диске с трудом помещается! Причем даже самые большие сэмплы читаются с диска в реальном времени: вы играете на MIDI-клавишах, а звучит какой-нибудь высококачественный пятисотмегабайтный инструмент, да при этом программа успевает подкачивать звук с диска и правильно отрабатывать звучание - без всяких там остановок и заиканий, тресков и скрипа.
Достигается такая потрясающая эффективность тем, что Гигастудия написана на Ассемблере - языке нижнего уровня, практически на языке кодов процессора. Ассемблерные программы очень быстры и компактны. Достаточно сказать, что версия 2.54 (2003 года выпуска) весила в архиве порядка 3 МБ - как какая-нибудь утилитка для создания дополнительных панелек в Windows3. При этом программа в минимальной степени пользуется услугами операционной системы, общаясь со звуковой картой напрямую.


Впрочем, напрямую GigaStudio общается не со всеми звуковыми картами - их слишком много и они слишком разные, чтобы можно было со всеми
общаться одинаковыми способами. Для Гигастудии требуются карты, соответствующие стандарту GigaStudio Interface (GSIF), а это, как на подбор, устройства сложные и не самые дешевые.
С нашими обычными саундбластерами программа вынуждена работать уже через посредство виндоузовского драйвера Direct Sound. И тут начинаются проблемы.
Каждый посредник, как мы знаем нз всего опыта жизни, желает получить свой процент. В данном случае процент состоит в том, что работа замедляется, а сама программа начинает сильно зависеть от активности других программ и состояния операционной системы.
Но это бы полбеды. Беда в том, что в Windows 2000 и ХР драйвер Direct Sound работает существенно иначе, чем в 9х: компания Microsoft изменила стандарт, забыв посоветоваться с фирмой NemeSys. А фирма NemeSys переписывать заново свою программу под новую версию Direct Sound на захотела: еж, как известно, птица гордая - пока не пнешь, не полетит.
В результате под ХР и 2000 программа работает только с картами стандарта GSIF, а с недорогими звуковыми картами, которыми пользуется подавляющее большинство владельцев компьютеров, работает только в демонстрационном режиме, без возможности загружать звуки. Может, со временем кто и пнет ежа, и тогда выйдет версия, работающая под 2000 и ХР, а может, уже и нет...
Владельцам «двухтысячников» и «экспишек» приходилось даже специально ставить себе Windows 98 или ME - только для того, чтобы пользоваться любимым сэмплером.
Теперь без этого вполне можно обойтись, потому что появились другие программы, не столь привередливые. Как пример такой непривередливой программы мы рассмотрим сэмплер Kontakt немецкой фирмы Native Instrument. Kontakt умеет загружать инструменты GigaStudio, читать диски Akai, нормально работает с любыми звуковыми картами как в Windows 9x, так и в 2000 и ХР и вдобавок соответствует стандарту DXi, так что его можно будет вставлять на Synth Rack в Сонаре.
Есть также очень неплохой сэмплер Halion от фирмы Steinberg, по многим параметрам не хуже GigaStudio, а по каким-то даже лучше. Но он работает только как VST-плагин. Если вы найдете этот сэмплер, найдете к нему адаптер для преобразования в DXi, и если, к тому же, это преобразование у вас пройдет успешно, - можете изучить его самостоятельно. В приложении (таблица 6) я дам интернетовские адреса статеек, посвященных этой программе.
На самом деле, акаевскими и гигастудийными форматами дело не ограничивается. У самой фирмы Akai есть еще два формата дисков, которые не читает ни один сэмплер, кроме собственных акаевских (имеются в виду железные, а не программные сэмплеры). Есть также форматы Soundfont (SF2), EMU, Roland, Kurzweil, Korg, Ensoniq и так далее, причем некоторые тоже имеют по нескольку версий. Нередко встречаются и диски со звуками, созданными в софт-синтезаторах, вроде известной программы Reaktor. И тоже в файлах специфических типов.
Если вам попалось что-то интересное в одном из этих форматов, не грустите: программисты-любители и программисты-профессионалы не оставили без внимания всю эту разноголосицу. Существует небольшой, но весьма полезный класс утилит, специально предназначенных для конвертирования сэмплов из одного формата в другой.
Можно назвать, прежде всего, конвертер CDXtract, который позволяет читать все три формата Akai, а также Roland, EMU3 и 4, SoundFont, Sample-Cell/PC, Kurzweil и преобразовывать их в форматы WAV, AIFF, МрЗ, SoundFont, Mesa, Pulsar, Reaktor, S5000/6000, GigaStudio, Halion, EXS24. Эта программа считается одним из самых качественных конвертеров, воспроизводит характеристики звука наиболее точно. А то ведь некоторые конверторы просто перетаскивают wav-файлы из одного формата в другой, а про всякие важные настройки инструментов знать ничего не хотят.
Другой конвертер - Chicken Systems Translator - знает два из трех ака-евских форматов, форматы Roland (S-700/750/760), Kurzweil, Korg, Ensoniq, EMU (четырех разновидностей), Reaktor, Reality, GigaStudio, SoundFont, WAV, AIFF, SampleCell, Unity DS-1.
Есть и такое чудо техники, как Awave Studio, которое понимает около 150 форматов инструментов, звуковых файлов, а также MIDI и обеспечивает преобразования между ними.
Адреса этих программ вы также сможете найти в. таблице 6. А если к моменту, когда вы захотите адресами воспользоваться, браузер покажет вам «Ошибку 404 File not Found» или даже «Сервер не найден», так я не виноват -сайты, бывает, закрываются. Ну, тогда сходите на Яндекс или Google и поищете, где находится сегодня нужная вам программка.



Содержание раздела