Справочник по компьютерной графике и звуку



              

Редактор инструментов



Редактор инструментов

Эта кнопка на панели GigaStudio запускает редактор GigaStudio Instru-I ment Editor. А кнопка Edit в диалоговом окне Channel Information (посмотрите снова рисунок 5.4.) запускает тот же редактор, сразу загружая в него выбранный инструмент.
Кроме того, редактор инструментов можно запустить отдельно - этим значком в папке программы. Давайте хотя бы в самых общих чертах с ним познакомимся.
На рисунке 5.10 вы видите окно редактора, в котором находится некий инструмент, состоящий из семи стереосэмплов. Полосы под клавиатуркой показывают, на какие клавиши каждый из сэмплов назначен. Берясь мышкой за краешки этих полосочек, вы сможете их расширять или сужать, если захотите, чтобы сэмпл использовался при нажатии большего или меньшего числа клавиш. А берясь за середину, сможете перетащить всю эту область на другой свободный участок клавиатуры.
В контекстном меню каждой такой области вы найдете команды для ее удаления, копирования и вставки (Delete Region, Copy Region, Paste Region).
Что приятно, в редакторе действует отмена команды (правда, всего одной) - Ctrl-Z или Edit > Undo. В самой-то Гнгастудни об отмене команд нет ни слуху, ни духу.
Чтобы послушать, что за звук у вас получается, вы должны нажать кнопку Load file (загрузить файл) и поиграть на своей MIDI-клавс (или запустить воспроизведение в секвенсоре). Но прежде программа попросит вас сохранить инструмент на диск в виде Gig-файла - только после этого вы сможете этим инструментом играть.
И так каждый раз: изменив что-то в инструменте и желая послушать, что из этого выходит, вы должны будете сохранить его (или сохранить с другим именем) и нажать эту кнопку.
Чтобы взять в редактор звуковые файлы, которые вы хотите приспособить для создания нового высококачественного инструмента, нажмите кнопку Insert Sample и найдите на диске нужные файлы1. Все они окажутся в левой нижней панели программы - в проводнике.

Обратите внимание, как выглядят в проводнике стереофайлы (первые семь строк) и как моно (последняя строка). У стереофайлов слева нарисованы две волны, у моно -эдна. Скоро вы поймете, зачем нам знать про эти значки.

Чтобы теперь добавить звук в создаваемый инструмент, мы должны прежде всего указать область, в которую хотим этот звук поместить. Надо либо выбрать мышкой одну из существующих областей, либо создать новую область командой New Region в контекстном меню свободного места иод клавиатурной.
Но если вы думаете, что теперь можно просто потащить звук на этот регион или на клавиатуру, как мы поступали в самой Гпгастудии, то вы ошибаетесь. Тут опять все не так, опять все иначе.
Тащить сэмпл надо в расположенную рядом с проводником панельку Velocity Split Window (на рисунке 5.10 в ее заголовке написано только Velocity и стоит стрелочка носиком вниз). Файл будет назначен на нужный нам регион, а имя его появится в верхней части панельки.

Если вы потащите сэмпл правой кнопкой мыши, то программа не скопирует данные о его высоте (базовую ноту). В таком случае на всех клавишах диапазона сэмпл будет звучать одинаково. Именно так и следует поступать, создавая инструмент из барабанов и перкуссии (в том числе, из петель), а также из шумов и иных не тональных звуков.

В исходном положении область всегда монофоническая, так что притащить на нее можно только моносэмпл. При попытке притащить сэмпл стереофонический программа будет показывать нам перечеркнутый кружок, означающий символическое изображение индейской национальной избы «фигвам».
Но сделать из монообласти стерео не просто, а очень просто. Под панель-. кой есть кнопка Stereo/Mono, которая и позволит поменять тип области, в результате чего она разделится на две колоночкн, как и показано на нашем рисунке. Тогда в нее можно будет таскать уже только стереосэмплы.
Однако же само название панельки - Velocity Split Window (что переводится как окно разделения по громкости) - намекает па то, что тут имеется возможность создавать многослойные сэмплы. И правда, имеется.
Щелкните по стрелочке носиком вниз в строке Velocity и получите диалоговое окно Dimension Resource. В этом диалоге предлагается выбрать, на сколько частей должна быть поделена область. (При наличии галочки в строке Apply to all selected regions будут поделены сразу все выделенные области.)
После того как вы нажмете ОК, панель разделится на несколько частей по горизонтали. На рисунке показан простейший вариант с двумя слоями. В каждый из слоев можно притащить по сэмплу.
Линия, отделяющая слои друг от друга, подвижна. Разрешается брать ее мышкой и двигать вверх или вниз, меняя границу громкости, при которой звучит каждый из звуков. Деления на левой серенькой линеечке - это как раз значения громкости (velocity).
А когда вы начнете играть этими звуками (сохранив файл и загрузив инструмент кнопкой Load file), линеечка окажется еще и индикатором громкости. Благодаря этому вы всегда сможете понимать, какой из слоев звучит в настоящий момент.
Правее панели расщепления по громкости расположено еще несколько панелек поменьше. С их помощью мы сможем создать для региона несколько слоев иных типов, которые дополняют разделение по громкости. Выбор сэмплов может происходить в зависимости от состояния любого MIDI-контроллера.
Щелкните по стрелочке в заголовке панельки, и вы увидите почти такое же диалоговое окно, как на рисунке 5.11, только тут вы сможете еще и выбрать контроллер из списка. По умолчанию выбрана строка Mod Wheel (колесо модуляции у синтезатора или MIDI-клавы). А значит, не только при разных гром-костях будут разные звуки, но и при нажатом и отжатом колесе.
Понятно, что для такого инструмента надо будет дважды грузить сэмплы в окно разделения: сначала при выделенной левой половине панельки, а потом при выделенной правой.
Если же выбрать в списке контроллеров строку Layer, то получится такой сэмпл, в котором звуки в правой и левой половинах просто звучат одновременно.
Для автоматизации создания нового инструмента из загруженных сэмплов в редакторе имеется программа-мастер.
Мастер последовательно показывает четыре диалоговых окна, в которых вы можете задать множество параметров инструмента. Хочу обратить ваше внимание только на некоторые. Поменяв значения нот в списках Start at note... и End at note..., вы сможете изменить общий диапазон инструмента.
В строке Create region every ... half steps (создавать области каждые ... полутонов) можно сразу задать размеры для создаваемых областей. Если сэмплы,
с которыми вы работаете, размечены по высоте (то есть в них записана информация о базовой ноте), то вместо этой строки можно пометить другую - Automatic region size.
Строка Ignore unity note позволит игнорировать базовую ноту.
В третьем окне можно будет задать количество слоев (Splits) и тип контроллера, который будет управлять сменой сэмплов (Control source). Например, выбрав контроллер Velocity, вы создадите обычный многослойный сэмпл с разделением по громкости.
Кроме того, можно попросить создавать панельку разделения сразу под стереофайлы (Stereo).
В правой части окна редактора GS Instruments расположен блок обработок сигнала, в котором три генератора огибающей (Envelope Generator - EG) и три низкочастотных генераторов (Low Frequency Oscillator - LFO), что создает богатейшие возможности для редактирования звучания каждого сэмпла и, более того, каждого отдельного слоя в многослойных инструментах.
Например, у вас нет отдельных сэмплов для громких и тихих звуков. Тогда вы помещате на несколько слоев один и тот же сэмпл, но задаете для каждого слоя собственные параметры огибающей, чтобы имитировать быструю атаку громкого звука и медленную у тихого.
А чтобы видеть в панели Velocity Split Window форму огибающей, есть у нас в самом низу кнопка Env. graphs (график огибающей), а рядом с ней - безымянный движок для изменения масштаба.
На этом я хочу закончить свой рассказ о сэмплере GigaStudio, хотя, как легко заметить, рассказано далеко не обо всем. Но о главном рассказано.

 
Редактор инструментов Редактор инструментов Редактор инструментов



Редактор инструментов









Содержание    Назад    Вперед