На рисунке 5.1 вы видите окно сэмплера GigaStudio 160, каким оно было в версии 2.54 (2003 года выпуска). Впрочем, в предыдущих версиях оно было практически таким же.
Вверху расположено 16 продолговатых кнопок с номерами MIDI-каналов и именами загруженных инструментов - именно туда мы будем таскать инструменты из расположенного внизу проводника (он называется здесь Quick Sound - «быстрый звук»).
Но если вы думаете, что в GigaStudio можно создать всего 16 инструментов, вы ошиблись ровно в четыре раза. Как легко заметить, на левой панели, кроме кнопки Port 1, есть еще кнопки Port 2, Port 3 и Port 4. Пощелкайте по ним, и получите еще три раза по шестнадцать дорожек.
Обратите, кстати, внимание на маленькую панельку в левой части окна (см. рис. 5.2). Если тут щелкнуть мышкой по любой кнопочке с номером порта (кроме 1), мы тем самым привяжем инструменты соответствующего порта к инструментам первого. В результате при нажатии клавиши будут синхронно звучать два звука.
Если нажимать остальные кнопки, то синхронно заиграют три или даже четыре звука - с трех или всех четырех портов.
Заодно эта панелька показывает, насколько вся эта музыка загружает процессор (строка CPU) и память (Memory), a также пишет нам количество одновременно звучащих голосов (Voices) и пиковое количество голосов в самом насыщенном звуками месте (Peak). Если компьютер не справляется, поглядываите на эти индикаторы и делайте выводы.
Микшер, который расположен под кнопками-каналами, позволяет в реальном времени менять громкость и панораму для каждого канала, заглушать инструмент или делать солирующим, поднимать и опускать тон звука (Tune). Эти регулировки есть и в Сонаре, но ими удобно пользоваться,
когда идет подбор звука для какой-нибудь уже записанной партии: вместо того чтобы для каждого кандидата на это место перестраивать баланс в самой песне, вы подстраиваете каждый сэмпл так, чтобы он вписался в общую картину по громкости и панораме.
Расположенный в нижней части окна проводник Quick Sound при первом запуске GigaStudio обыскивает все диски вашего компьютера и составляет полный перечень файлов, которые могут вам пригодиться при работе с сэмплером -сэмплов, инструментов и их наборов. Благодаря этому во время работы вы сможете находить все эти файлы практически мгновенно. Кто читал «Самоучитель полезных программ», тот вспомнит программы-просмотровщики, вроде ThumbsPlus, или программы-каталогизаторы, которые тоже обыскивают все диски и что-то там по своему профилю записывают в базу данных.
Для поиска по базе здесь предназначена строка Search. Если написать там (или выбрать из выпадающего списка), к примеру, *.gig (или, что то же самое, .gig), то внизу появится полный перечень всех имеющихся в вашем распоряжении гиговских инструментов (файлов с расширением gig). А всплывающая подсказка напишет, сколько всего таких файлов было найдено.
На рисунке подсказка сообщает о том, что 793 файла было найдено во всей базе - в дереве выделена строка Local Sampler (весь сэмплер). Если же встать в этом дереве на имя диска или папки, то в списке будут отражены только файлы, которые проводник нашел на этом диске или в этой папке.
Можно задавать поиск по маске имени. Например, введя маску set*, мы увидим все файлы, имена которых начинаются на set, а кроме того, все папки, у которых имена начинаются на set.
Фирма NemeSys рекомендует сначала запускать GigaStudio, а уж потом секвенсор, иначе сэмплер может не получить доступа к необходимым ему ресурсам. Но в некоторых компьютерах приходится поступать наоборот - сначала запускать секвенсор, а потом GigaStudio, иначе все начинает страшно глючить и сваливаться. Если у вас наблюдается что-то подобное или же просто не удается в сонаре настроить MIDI-порты, попробуйте изменить порядок запуска этих программ.
И конечно, постарайтесь во время работы с сэмплером не пользоваться никакими посторонними программами: GigaStudio-программа капризная, неизвестно что может вывести ее из равновесия и какие будут последствия.
Чтобы Sonar смог играть загруженными инструментами, надо сделать две веши: во-первых, разрешить ему использовать GigaStudio в качестве источника звуков, а во-вторых, выбрать инструмент (то есть назначить для дорожки выходной порт и MIDI-канал).
Давайте-ка припомним сонаровскую команду MIDI Devices (из меню Options), которая позволяет задать входные и выходные MIDI-порты. Откройте снова рисунок 4.15 на странице 372, и вы увидите среди прочих портов четыре гнговских с именами от NemeSys MIDI Out Port 1 до NemeSys MIDI Out Port 4. Чтобы включить порты в работу, просто выделим их в этом окне и нажмем ОК.
Останется перейти в окно проекта и назначить для дорожки тот из гпгои-ских портов, в который вы загрузили звуки (ячейка Out), а потом задать нужный MIDI-канал (ячейка Ch). Вот и все, можно запускать воспроизведение.
Иногда после такой настройки Sonar жалуется на то, что у него нет, например, входного устройства (MIDI In), просит выбрать снова. А когда заходишь в окно MIDI Devices и помечаешь нужную строку, он этого как бы и не замечает - снова просит выбрать входной порт. Если на самом деле нет никаких неприятных последствий от такого «как бы отсутствия» MIDI In - клавиатура работает, музыка играет, - то и плюньте. Это такие маленькие и сравнительно безобидные глюки, происходящие от неполного взаимодействия сэмплера с секвенсором и операционной системой.
Бывают ситуации похуже. Например, GigaStudio в какой-то момент просто сваливается, вне зависимости от того, в каком порядке вы запускали программы. Если это безобразие продолжается даже после перезагрузки, попробуйте удалить GigaStudio из системы (утилитой Установка и удаление программ в панели управления Windows), персзагрузнться и установить программу снова. Если и это не помогает, надо снова удалить программу, прекратить читать эту главу и перейти сразу к чтению следующей - которая про смэплер Kontakt, за которым таких глюков не замечено.
Другая ситуация. GigaStudio может полностью монополизировать аудио-канал вашей звуковой карты, так что бедному секвенсору нечем станет проигрывать аудиотреки (MIDI-дорожек это, конечно же, не касается). Если у вас все именно так и происходит, придется вам отредактировать партию, опираясь только на MIDI-треки, а потом перевести MIDI в аудио и выключить сэмплер.
Чтобы перевести в аудио MIDI-дорожку, начиненную гиговскими звуками, надо сделать все, о чем мы говорили в прошлом разделе (глава «Переводим MIDI в аудио»), только в системном микшере на странице управления записью надо указать в качестве источника не MIDI, a Wave, Звук, Аудио - или как там у вас называется эта секция.
Если же по каким-то «железным» или «софтовым» причинам записать таким способом вам ничего не удастся (или вас не устроит результат), можете воспользоваться другим способом. На кнопочной панели GigaStudio есть красная кнопка Rec, щелчок по которой вызывает на экран «ловушку звуков» GigaStudio Audio Capture.
Когда вы нажмете красную кнопку записи, программа попросит вас указать имя записываемого файла и приступит к записи. Идете в Sonar, запускаете в сольном варианте нужную дорожку, потом возвращаетесь в GigaStudio и, как только запись закончится, жмете кнопку Stop. Если что-то не так, щелкнете по кнопке со стрелочками (третьей слева), чтобы отменить запись и удалить неудачный файл.
Кнопка с листочком и циферками позволяет автоматически нумеровать записываемые файлы. При каждом следующем нажатии кнопки записи (например, вы переводите в wav-файл несколько треков) GigaStudio будет предлагать вам для файла то же самое имя, добавляя к нему порядковый номер.
Ловушка фактически устраняет любые посторонние влияния на формирование звука - как со стороны секвенсора, так и со стороны звуковой карты. Даже самая поганая звуковая карта всемирно известной фирмы No Name (по цене три юаня за сто штук) не сможет испортить качество звука, потому что здесь происходит прямое программное преобразование MIDI-нот в звуковые файлы.
Но потом вам придется долго двигать клипы туда-сюда по Сонару, отыскивая их правильное положение.
Чтобы этого избежать, вы можете нажать перед записью вторую справа кнопку на панели «ловушки». Замечательная сия кнопка называется очень длинно: Synchronize to MIDI real time start and stop messages (синхронизировать начало и конец записи по MIDI) и предназначена для того, чтобы запись включалась автоматически именно тогда, когда начинает воспроизведение секвенсор, и заканчивалась, как только секвенсор остановится. Тогда у вас не будет пауз неопределенной длины в начале и конце файла.
А если вы, к тому же, будете писать каждую партию не с того места, где она , реально начинается, а прямо от начала композиции, то сможете потом без раздумий импортировать ее в Sonar, и она сразу же встанет на правильное место.
Однако для того, чтобы синхронизация сработала, надо попросить Sonar передавать в GigaStudio сообщения о старте и остановке. Зайдите на страницу MIDI Out в свойствах сонаровского проекта (см. рнс. 5.7) и поставьте галочку в строке Transmit MIDI Start/Continue/Stop/Clock (передавать сообщения о старте, остановке и прочем), а в списке MIDI Output port задайте номер любого из гиговских портов.
Но учтите, что здесь имеется в виду порядковые номера, которые гигов-скпе порты имеют в Сонаре. Перейдите в окно дорожек, откройте список Out у любой из MIDI-дорожек и посмотрите, под какими номерами они там значатся. Именно этот номер и нужно ввести.