Штриховка
Когда мы пытаемся вытащить что-нибудь одно,
оказывается, что оно связано со всем остальным.
Из законов Мэрфи
Штриховка отдельных областей чертежа - прямо-таки напрашивающаяся на автоматизацию задача. Казалось бы, все просто - указываем точку внутри области, которую надо заштриховать, а Автокад делает все остальное. Увы, такая возможность появилась только в последних версиях Автокада, да и то она не всегда правильно работает.
ДЛЯ ШТРИХОВКИ ОБЛАСТИ ЧЕРТЕЖА НЕОБХОДИМО СНАЧАЛА ЕДИНОЙ ЗАМКНУТОЙ ПОЛИЛИНИЕЙ ОБВЕСТИ ПЕРИМЕТР ЭТОЙ ОБЛАСТИ, А ПОСЛЕ ШТРИХОВКИ ЭТОТ ЗАМКНУТЫЙ КОНТУР УДАЛИТЬ.
Наличие замкнутого контура гарантирует, что штриховка будет выполнена правильно.
Рисование полилинии поверх уже нарисованных - занятие не слишком вдохновляющее. Есть два способа облегчить себе жизнь:
1. Рисуйте контур другим цветом, например, зеленым. Для этого можно с клавиатуры ввести команду Цвет и указать номер цвета: 1 - красный; 2 - желтый; 3 - зеленый; 4 - голубой; 5 - синий: 6 - фиолетовый; 7 - белый. Не забудьте перед штрихованием установить красный цвет - цвет тонких линий, а также сплошной тип линии.
2. Разумеется, отрисовать контур можно, только пользуясь объектной привязкой. Однако весьма утомительно, обходя контур из 20 точек, всякий раз лазить в меню объектной привязки. Включите постоянную объектную привязку при помощи команды Привяжи. Она также вводится с клавиатуры, а затем указывается вид привязки (Кон, Нор и др.) Отключается постоянная объектная привязка командой с клавиатуры ПривяжиàНич.
3. Чтобы контур гарантированно был замкнутым, настоятельно рекомендуется последний сегмент проводить при помощи ключевого слова Замкни.
Итак, контур области штриховки нарисован. Теперь в меню "Рисуй" выбираем пункт "Штриховка". Открывается ранее не встречавшийся нам элемент интерфейса - графическое меню. В данном случае оно предназначено для выбора типа штриховки, который зависит от материала детали. Чтобы выбрать нужный тип, надо щелкнуть курсором мыши не по самой картинке с эскизом, а по расположенному слева от нее прямоугольнику, который меняет цвет, когда оказывается под курсором. Обратите внимание, что меню состоит из нескольких страниц, которые можно листать при помощи пунктов "Предыдущий...Последующий".
Далее нужно указать масштаб штриховки - условное численное значение, определяющее расстояние между штрихами. Одна единица масштаба равна расстоянию в 0,125мм. Таким образом, чтобы получить расстояние между штрихами в 10мм, нужно ввести значение 10/0,125=80. Наиболее ходовые значения масштаба лежат в диапазоне 40...60.
После масштаба указывается угол наклона. Не нужно вводить 45o - штриховка уже наклонена на эту величину. Угол наклона может быть 0 o или 90o (рисунок 1).
0 o 90o
Рисунок 1 - Угол наклона штриховки (материал детали - металл)
Наконец, на запрос "Выберите объекты:" следует указать один-единственный примитив - замкнутый контур штриховки. Поскольку он был отрисован последним, проще всего ввести ключевое слово выбора примитивов "Посл". Остается удалить контур. Попасть в него мышью сложно, поэтому ничего не остается, как увеличить маленький участок контура во весь экран и уже после этого удалять его, иначе есть большие шансы стереть не контур, а с таким трудом изготовленную штриховку. Удаление контура может шокировать - на экране исчезают и бывшие под ним примитивы, остается вообще пустое черное место. Спокойно! В Автокаде ничто никуда бесследно не исчезает. Нужно всего лишь перерисовать чертеж на экране, выполнив пункт меню "ДисплейàРеген" или включив и выключив сетку.
Особую осторожность следует проявлять при штриховках симметричных деталей, отрисовываемых с помощью зеркального отражения. Если нанести штриховку на одну половину, а затем выполнить отражение, получится невероятная штриховка "елочкой". Следует поступать так: на одной половине детали рисуется контур штриховки, но не заштриховывается. Затем выполняется отражение детали и контура. И, наконец, оба контура по отдельности штрихуются и стираются.
Полученная штриховка - единый примитив. Геометрию ее изменить невозможно, можно только удалить штриховку и сделать все заново. Увы, изредка Автокад ошибается, и несколько отрезков штриховки вылезают за контур. В наказание за такое поведение к штриховке следует применить команду со страшным именем "Расчлени" (в оригинале она называется не лучше - Explode,
т.е. "взорви"), находящуюся в меню "Редактирование". После расчленения штриховка распадается на отдельные отрезки. Правда, от пережитого ужаса она забывает, какого цвета была. Придется перекрасить все ее отрезки в красный цвет при помощи меню "УстановкиàИзменить цвет линии". Но зато теперь отрезки можно удалять и даже укорачивать. А как это сделать, мы сейчас узнаем.
Изменение геометрии примитивов
Всякий провод, нарезанный на куски, окажется слишком коротким.
Из законов Мэрфи
Менять геометрию приходится, как правило, в двух случаях: во-первых, при исправлении собственных или автокадовских ошибок; во-вторых, при сложных построениях, когда проще нарисовать лишнее, а потом отрезать ненужные части (яркий пример - изображение хорды окружности или дуги, скажем, при отрисовке вала с лыской).
Одна из наиболее распространенных операций - отсечение части примитива. В качестве режущей кромки используется тоже примитив (можно даже тот же самый, если он сам себя пересекает). Рассмотрим использование отсечения при построении чертежа, показанного на рисунке 2,г.
а) | б) | в) | г) |
Рисунок 2 - Пример построения с отсечениями. " - режущие кромки, o
- точки выбора отсекаемых частей примитивов.
Непонятно, каким образом можно попасть в точку пересечения хорды (полилиния) и дуги (две полилинии, зеркально отраженные относительно горизонтальной оси). Делается это так (рисунок 2): сначала рисуется полная окружность и выходящая за ее границы хорда, затем у окружности отрезается сектор (режущая кромка - хорда), и, наконец, у хорды отсекаются два "хвостика" (режущая кромка - дуга). Обратите внимание, что на этапе б) верхняя полилиния-дуга распалась на две независимые полилинии, поскольку соединяющий их кусок был срезан.
Отрезать что-либо от примитива позволяет пункт меню "РедактàОбрежь". Сначала указывается примитив, являющийся режущей кромкой. Затем нужно указать, что и у какого примитива вы хотите отрезать. Внимание: при этом уже не все равно, какую часть примитива вы укажете. Та часть, по который вы щелкните мышью, и будет убрана. Команда "Обрежь", как и многие другие, требует принудительного прекращения.
Операции, в каком-то смысле обратные отсечению - удлинение и растяжение. Отличие между ними в том, что при удлинении примитив растягивается до "утыкания" в заранее указанную границу, а при растяжении новая длина примитива указывается вручную.
Рассмотрим удлинение на примере. Предположим, что при рисовании контура мы промазали и не дотянули полилинию до осевой (рисунок 3,а). Эта ситуация поправима: меню "РедактàУдлини", указываем осевую линию в качестве граничной кромки, а затем указываем вертикальный сегмент полилинии как объект, который нужно удлинить.
а) |
б) |
Рисунок 3 - Удлинение примитива. ò - граничная кромка, o - точка выбора удлиняемого примитива.
При растяжении меняются размеры не одного примитива, а целой группы. Можно, например, "ужать" или "растянуть" проекцию детали целиком. Например, пусть оказалось, что мы ошиблись с размерами и проекция получилась на 10мм короче.
à
а) |
б) |
Рисунок 4 - Использование команды "Растяни". o - базовая точка растяжения.
В меню выбираем пункт "РедактàРастяни". Автокад автоматически включает режим выбора объектов при помощи секущей рамки. Растянем рамку так, как показано на рисунке 4,а. Затем нужно указать базовую точку. Удобнее всего взять характерную точку, к которой легко привязаться. Например, в данном случае за базовую можно взять точку пересечения двух осевых линий. Наконец, указываем новое положение базовой точки. Мы точно знаем, что она должна сместиться вправо на 10мм, поэтому удобнее всего ввести с клавиатуры @10,0.
Изображение волнистых линий
Если факты не подтверждают теорию, от них надо избавиться.
Из законов Мэрфи
Не пытайтесь изображать линии разрывов и пр. дугами - все равно выйдет некрасиво. Все делается проще: сначала рисуется ломаная полилиния, которая затем превращается в волнистую командой меню "РедактàСгладь" (рисунок 5).
При сглаживании существуют следующие "подводные камни":
1. Ломаная линия рисуется произвольно, при этом она должна быть достаточно "зубастой". Не забудьте отключить режим ортогональности при ее отрисовке.
2. Ломаная линия должна быть отдельным примитивом, иначе вместе в ней сгладится и остальной контур детали, что совсем ни к чему.
3.
Если к волнистой линии прилегает штриховка, то сначала рисуется ломаная, потом по ней - контур штриховки, область штрихуется, контур удаляется и только после этого выполняется сглаживание. Если штриховка все же плохо прилегает к волнистой линии, ее нужно расчленить и обработать отдельные отрезки командами "Растяни" или "Обрежь".
Рисунок 5 - Изображение линий разрыва.
Автоматическое копирование объектов
Отверстия для отвертки всегда на полмиллиметра меньше, чем надо.
Из законов Мэрфи
Многие детали в машиностроении содержат регулярно расположенные элементы. Например, отверстия в шкивах, крепежные отверстия в плитах и др. (рисунок 6).
а) | б) |
Рисунок 6 - Детали, при отрисовке которых удобна команда Массив.
Для изображения таких элементов есть специальное средство - команда Массив (меню "РисуйàМассив"). При ее использовании достаточно нарисовать только один элемент, а затем он размножается по окружности (круговой массив) или по узлам прямоугольной сетки (прямоугольный массив). Элемент массива может быть сколь угодно сложным и состоять из многих примитивов.
Прямоугольный массив | |
Выбор объектовàПàЧисло строкàЧисло столбцовàШаг по вертикалиàШаг по горизонтали | |
Круговой массив | |
Выбор объектовàКàЦентрàЧисло элементовàУгол заполненияàПоворачивать (Да/Нет) |
Для прямоугольного массива элементы идут вправо и вверх от исходного, поэтому в случае детали, изображенной на рисунке 6,б, нужно отрисовать левое нижнее отверстие, а затем создать массив. Для кругового массива указывается угол заполнения - элементы можно равномерно распределить не только по всей окружности, но и в пределах указанного сектора. Кроме того, нужно указать, будут ли примитивы в круговом массиве автоматически поворачиваться при их размножении. Разница между массивами с поворотом и без поворота показана на рисунке 7.
Рисунок 7 - Два варианта кругового массива: с поворотом элементов и без.
Во втором случае все элементы сместились вниз на величину, равную габаритной высоте элемента массива над осевой линией отверстий и чертеж получился некорректным, хотя осевые линии отверстий остались неповернутыми.
Текст в Автокаде
Если вам непонятно какое-то слово в техническом тексте, не обращайте
на него внимания. Текст полностью сохраняет смысл и без него.
Из законов Мэрфи
Для отображения текста в Автокаде имеется собственный набор шрифтов. Любой текст отписывается определенным стилем. В стиль входят гарнитура шрифта (начертание букв), высота, угол наклона, коэффициент сжатия-растяжения. Если в чертеже поменять параметры какого-либо стиля, то все отрисованные этим стилем надписи сразу же изменятся. Увы: Автокад 10 не умеет подчеркивать текст (приходится просто проводить отрезок), писать верхними и нижними индексами, делать переносы слов. Стили создаются пользователем самостоятельно. В нашем Автокаде установлены два стиля: обычный по ЕСКД и для греческих букв. Стили меняются в меню "Установки". Выбранный стиль запоминается и действует на все последующие надписи, пока не будет изменен на другой.
Команда меню "РисуйàДтекст" (диалоговый текст) позволяет наиболее удобно изображать надписи, в том числе и многострочные. Прежде всего вам нужно указать способ размещения текста. Если просто указать начальную точку, она будет левой нижней точкой первой строки текста. Кроме того, возможны следующие варианты:
ВПИсанный - текст вписывается между двумя точками. Буквы сжимаются или растягиваются. Можно указать точки так, что текст будет написан наклонно.
Центр - указывается центр строки текста. Текст будет писаться во все стороны от центра. Ширина букв не изменятся.
Выравненный - все строки текста имеют одинаковую длину. Если введенная строка слишком широка, буквы сжимаются, узка - справа остается пустое место.
Середина - указывается середина первой строки текста. Текст будет писаться влево, вправо и вниз от середины. Ширина букв не изменятся.
ВПРаво - указывается конечная точка текста. Ширина букв не меняется.
Затем указывается высота букв (обычно 5мм) и (если не выбрано вписанное размещение) - угол наклона. Это не угол наклона букв (буквы можно наклонить, задав параметр стиля), а угол наклона всей текстовой строки. Например, чтобы текст шел вертикально снизу вверх, нужно задать угол наклона 90о.
При вводе строк текста они сразу выводятся на экране. Имейте в виду, что окончательное размещение текста происходит после его полного ввода, а в процессе ввода буквы вполне могут отображаться на экране не там, где вы ожидаете. Переход на новую строку осуществляется клавишей ¬.
В тексте могут встретиться символы, которых нет на клавиатуре: о, ±, Æ. Они присутствуют в шрифте (стиль ЕСКД), заменяя собой малоупотребительные символы типа @. Поэтому для получения спецсимволов нужно ввести:
Спецсимвол |
Что вводить |
о (знак градуса) |
Нажать клавишу ¦ и, удерживая ее нажатой, набрать на правой дополнительной клавиатуре код 127, затем ¦ отпустить |
± (плюс-минус) |
Ввести # |
Æ (знак диаметра) |
Ввести @ |
При вводе текста подсказка по спецсимволам выводится в экранном меню, но само меню не работает.
ДЛЯ ОКОНЧАНИЯ ВВОДА ТЕКСТА ДВАЖДЫ НАЖМИТЕ КЛАВИШУ ¬.
Полученный текст является обычным примитивом Автокада. Его можно копировать, стирать, поворачивать, менять цвет и т.д.
Простановка размеров
Измеряй микрометром. Отмечай мелом. Отрубай топором.
Из законов Мэрфи
Автоматизация простановки размеров значительно облегчает труд конструктора.
ПЕРЕД ПРОСТАНОВКОЙ РАЗМЕРОВ НЕОБХОДИМО ОДИН РАЗ УСТАНОВИТЬ РАЗМЕРНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
Размерные переменные позволяют настроить простановку размеров под тот или иной стандарт (ЕСКД, ISO). Они записываются в файл чертежа, поэтому достаточно их установить только один раз. Размерные переменные, как и все системные переменные Автокада, устанавливаются при помощи пункта меню "РежимыàПеремен." При этом в экранном меню выводится длинный многостраничный (листается пунктами меню "Далее..." и "Назад") список английских названий переменных. Имена всех размерных переменных начинаются с DIM. Необходимо установить следующие из них:
Перемен. | Значение | Смысл | |||
DIMASZ | 3.5 | Размер стрелок (Arrow SiZe) | |||
DIMTAD | 1 | Текст над размерной линией, а не в ее разрыве (Text Above Dimension) | |||
DIMTOH | 0 | Текст вне выносных линий горизонтален (Text Outside Horizontal) | |||
DIMTIH | 0 | Текст внутри выносных линий горизонтален (Text Inside Horizontal) | |||
DIMEXE | 2.5 | Выход выносной линии за размерную (ExtEnsion) | |||
DIMTXT | 5 | Высота размерного текста (TeXT) |
После того, как размерные переменные установлены в соответствии с требованиями ЕСКД, можно начинать собственно простановку размеров, выбрав пункт меню "РисуйàРазмеры". Из появившегося графического меню следует выбрать тип размера: линейный горизонтальный, линейный вертикальный, повернутый (размерная линия расположена под произвольным углом), радиус, диаметр, угол.
Проще всего проставить линейный горизонтальный или вертикальный размер. Выбираем его в меню, далее указываем две точки - начала выносных линий (точки 1 и 2 на рисунке 8; обратите внимание, что при этом сразу автоматически включается привязка к конечной точке). После этого нужно указать, на каком расстоянии от контура детали пройдет размерная линия. Для этого вводим любую точку, через которую будет проходить размерная линия ( точка 3 на рисунке 8).
Рисунок 8 - Простановка линейного размера. 1, 2 - начала выносных линий, 3 - местоположение размерной линии.
Остается ввести размерный текст. Если просто нажать клавишу ¬, то Автокад сам померяет расстояние и подставит нужное значение.
ЕСЛИ ЧЕРТЕЖ КОРРЕКТЕН, АВТОМАТИЧЕСКИ ПОДСТАВЛЯЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ С ЗАДАННЫМИ
Ввод численного значения размера с клавиатуры является умышленным вредительством. Помните, что в Автокаде очень легко проверить, было ли значение размера введено с клавиатуры или подставлено автоматически.
Часто нужно включить в размерный текст какие-либо символы помимо собственно номинального значения размера. Например, для круглой детали на вертикальном размере нужен знак диаметра. Чтобы это сделать, нужно ввести размерный текст, где символы "<>" стоят в месте подстановки номинального размера. Например, для получения перед размером символа Æ
следует ввести размерный текст @ <>. Рекомендуется ставить пробел перед "<>", поскольку Автокад иногда накладывает один символ на другой.
Если размерный текст не помещается между выносными линиями, он выносится вбок. Автокад самостоятельно определяет, будет ли текст писаться между линиями или сбоку. Если вы предполагаете, что текст явно не влезает между линиями, то можно сказать Автокаду, в какую сторону его выносить.
НЕ ПОМЕЩАЮЩИЙСЯ МЕЖДУ ВЫНОСНЫМИ ЛИНИЯМИ РАЗМЕРНЫЙ ТЕКСТ ОТРИСОВЫВАЕТСЯ СО СТОРОНЫ ВЫНОСНОЙ ЛИНИИ, УКАЗАННОЙ ПОСЛЕДНЕЙ.
Для случая, изображенного на рисунке 8, текст был бы вынесен вправо, поскольку правая выносная линия (точка 2) была указана последней. При выносе вбок Автокад не проводит размерную линию под размерным текстом. Это нужно сделать вручную отрезком.
Простановка радиальных и диаметральных размеров затруднена тем, что они не воспринимают нарисованный полилинией круг. Проще всего поверх него нарисовать окружность командой Круг, проставить на не размер, а затем ее стереть.
При простановке углового размера нужно сначала провести два отрезка, образующие угол (выносные линии). В собственно угловой размер входят лишь дуга со стрелками и размерный текст.
Проставляемые размеры являются ассоциативными
- они представляют собой единый объект, который связан с контуром детали. Если расстояние между выносными линиями будет меняться (например, при помощи команд "Перенеси" или "Растяни"), номинальное значение размера также будет меняться.
К сожалению, в Автокаде 10 нет приемлемых средств для простановки предельных отклонений размеров в соответствии с требованиями ЕСКД. Можно проставлять отклонения вручную командой Текст, установив высоту шрифта в 40...45% от высоты размерного текста.
При необходимости (скажем, если вы проставили размер, а он получился неправильным из-за того, что вы забыли установить размерные переменные) можно обновить размер в соответствии с текущими значениями размерных переменных. Для этого в графическом меню размеров есть пункт "Обновить размерный текст". Пункт "Новый размерный текст" позволяет заменить размерный текст (например, вы забыли проставить знак диаметра).
Обмен чертежами с другими программами
Независимо от единиц измерения, используемых покупателем, производитель будет
использовать свои собственные произвольные единицы измерения, переводимые в единицы
покупателя с помощью странных и неестественных коэффициентов пересчета.
Из законов Мэрфи
Формат файлов DWG является собственностью фирмы Autodesk и не документирован. Если нужно перенести чертеж из Автокада в другую программу векторной графики (CorelDRAW, Visio...), его надо сохранить в формате DXF (очень широко распространенный формат хранения векторных изображений), введя с клавиатуры команду ЭКСПОРТА, имя файла и указав точность сохранения размеров (шести знаков после запятой вполне достаточно). Автокад 10 не умеет экспортировать изображения в растровом виде.
Для загрузки DXF-файла в Автокад предназначена команда ИМПОРТА.
Оформление чертежа
Всякое решение плодит новые проблемы.
Из законов Мэрфи
В наш Автокад добавлены программы отрисовки рамок и основных надписей чертежа (в исходной версии их нет). В меню "Оформление" сначала выберите пункт "Рамки", а затем в экранном меню укажите формат листа бумаги. После этого не забудьте ответить на запрос "Лист 1? Да/Нет". Имеется в виду, является ли лист первым (форма 1) или последующим (форма 1а). Далее в том же падающем меню выберите пункт "Штампы", а в экранном укажите, является ли лист первым или листом продолжения.
Обычно после вставки рамки и основной надписи обнаруживается, что чертеж или не в том месте, или не влезает в формат. В первом случае нужно передвинуть его командой "Перенеси", во втором - уменьшить командой "Масштаб" с предусмотренным стандартом масштабным коэффициентом.
При заполнении основной надписи удобно пользоваться вписанным текстом. Не забудьте проставить масштаб, номер листа (не ставится, если число листов равно одному), число листов, материал детали, ее обозначение и наименование.
Планы на будущее
Чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится.
Из законов Мэрфи
Итак, вы научились работать с графическим редактором системы автоматизированного проектирования Автокад 10. Но это не значит, что вы уже умеете работать с Автокадом - нужно еще освоить его встроенный язык программирования Автолисп и научиться создавать свои собственные специализированные САПР. Авторы желают вам всяческих успехов на этом пути.