Основы компьютерной музыки

         

Глава 6.5. Работа с семплами в программе WaveLab



Как уже говорилось ранее, мы рассматриваем редактор WaveLab как встроенный редактор Cubase. Но все-таки стоит сказать несколько слов о других возможностях этой программы. Прежде всего, хотелось бы рассмотреть возможности программы в записи и обработке семплов для программных и аппаратных семплеров. Естественно, что работа над любым семплом начинается с его записи. После того как вы настроили программу (о чем говорилось в данной главе), запишите через микрофон или с помощью MIDI звук, из которого вы хотите сделать семпл. Перед вами в окне — графическое изображение записанного звука в формате WAV. В данном случае записан звук виолончели со штрихом спикато. Этот звук (семпл) не тянущийся, как, например, при штрихе


легато, такие звуки издают фортепиано, гитара, ударные и другие инструменты. Поэтому при записи такого семпла нет необходимости делать кольцо (Loop). Все, что требуется в данном случае — обработать семпл с помощью мастер-секции (если в этом есть необходимость), предварительно проделав операцию нормализации. Для того чтобы выполнить данную операцию, необходимо:

  1. Выделить всю область семпла, нажав комбинацию клавиш <Ctrl>+<A>.
  2. Дать название семплу и записать его. Маркеры в таких семплах не ставятся.

Если вы хотите создать семпл неограниченной протяженности, запишите звук так же, как в предыдущем случае. Далее вам необходимо определить, какая часть семпла будет зациклена и будет создавать тот самый, протяжный, звук. Для этой цели не подходят начальный этап образования звука (атака) и конечный отрезок (затухание). Далее:

  1. Определите среднюю часть звука, которую будете использовать для зацикливания.
  2. Выделите ее путем протягивания мышкой.
  3. В меню Sampler выберите команду Crossfade Looper, после чего откроется окно с аналогичным названием.
  4. Откройте вкладку Loop points, перед вами появится растянутое графическое изображение звука. В первой половине графика — конец петли, во второй — начало петли.
  1. При воспроизведении петли, скорее всего, будут слышны щелчки, биения и т. п. Такой семпл непригоден для использования.
  2. Смещая начало и конец петли относительно друг друга, можно найти положение, при котором все неприятные явления исчезнут. Смещать фрагменты можно с помощью протягивания мышкой (нажав левую кнопку) или с помощью кнопок Loop End и Loop Start.
  3. Нужно добиться, чтобы линии графиков совпали на вертикальной черте поля и обязательно — на линии "0", которая обозначена пунктиром.
  4. Если вас устраивает звучание петли, нажмите кнопку Apply.

После прослушивания всего семпла на аппаратном или программном семплере вы можете обнаружить нестыковку на границе атаки с зацикленным фрагментом или на стыке зацикленного фрагмента с участком затухания. Для того чтобы исправить эти моменты, нужно:

  1. Открыть вкладку Crossfade (для первого случая) или Post-XFade (для второго случая).
  2. Перетащив прозрачные квадратики (маркеры) на границе участков, вы сможете добиться нужного результата.

Надо сказать, что, несмотря на видимую простоту процесса создания семплов, на самом деле все это довольно сложно и трудоемко. Для того чтобы

добиться приемлемых результатов, очень часто приходится повторять описанный процесс десятки раз. И иной раз ничего не получается, иногда из-за качества записанного звука, иногда из-за нехватки опыта. Но не расстраивайтесь, сегодня многие фирмы специализируются на производстве пакетов семплов, и почти всегда можно найти то, что вам нужно.

Теперь немного поговорим о самих семплерах. Дело в том, что на сегодняшний день таких приборов существует великое множество, что же выбрать? Аппаратные семплеры — достаточно дорогие устройства, и не каждый может себе позволить иметь их в своей студии. Программные семплеры стоят гораздо дешевле, и, что важно, в последнее время появились такие, которые не уступают по качеству своим "железным" собратьям. Например, VST Sampler, GigaStudio 160, Reality 1,6, а также появившийся недавно Halion. Последний программный семплер читает практически все форматы семплов и достаточно прост в управлении. Конечно, выбор за вами, тем более что все эти семплеры можно использовать в программе Cubase. Вышеуказанные семплеры легко работают в программе Cubase, и их загрузка в нее не представляет никаких трудностей. При загрузке семплеров в программу Cubase нужно только соблюдать определенный порядок. Посмотрим, как это делается на примере GigaStudio 160.

Пока в это окно не загружен ни один семпл. Предположим, что вы знаете в каком MIDI-канале какие должны быть тембры (семплы), если же еще не определились, это можно поправить. Но прежде чем приступить к практической части, необходимо сделать определенные настройки. Дело в том, что в данной программе нет встроенного секвенсора и аудиоредактора, однако мы можем пользоваться внешними. Нажмите на ярлычок Settinds, расположенную в левой части главного окна. Перед вами откроется окно настроек или, если быть точным, вкладка General. В первом поле укажите путь к секвенсору, а в последнем — к аудиоредактору. Мы предлагаем использовать вышеописанные программы Cubase и WaveLab.

Следующая важная настройка осуществляется на вкладке Hardware/Routing. В списке Hardware выберите название карты, с которой вы будете работать, т. е. через которую будет осуществляться выход аудиосигнала. В группе списков MIDI In Ports выберите, с какого MIDI-порта вы будете управлять с помощью MIDI-клавиатуры семплером.

Еще раз следует напомнить, что мы рассматриваем программу GigaStudio 160 как виртуальный дополнительный источник интересных тембров, а не как самостоятельную программу для написания музыки или создания аранжировок.

Если вас интересуют технические возможности этой программы, советуем вам обратиться к книге Р. Петелина и Ю. Петелина "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства". В этой книге достаточно подробно описаны технические характеристики данной программы.

А теперь вернемся к главному окну программы. В верхней части окна находится панель MIDI-каналов. Каждая ячейка имеет свой номер, который соответствует номеру MIDI-канала. Дважды щелкнув мышкой по ячейке, вы вызовете диалоговое окно, из которого можно загрузить необходимый семпл. Прослушать его можно с помощью MIDI-клавиатуры или виртуальной клавиатуры. Виртуальную клавиатуру можно вызвать, если открыть в главном окне вкладку Distributed Wave.

Лучше использовать программу GigaStudio 160 в качестве тон-генератора, меньше будет возникать проблем. А любую обработку звука вы можете осуществить в Cubase, с которым вы уже хорошо знакомы. Сейчас мы хотим вам предложить последовательность или схему, по которой вы можете работать с программой GigaStudio 160 генератором, находясь в пределах виртуальной студии Cubase.

1. Откройте GigaStudio 160.

2. Откройте Cubase и загрузите в него аранжировку.

3. Определитесь, на каких MIDI-каналах вы будете использовать семплы GigaStudio 160.

4. Войдите в GigaStudio 160 и назначьте на MIDI-каналах нужные вам тембры (семплы), если необходимо, прослушайте их с помощью MIDI-клавиатуры или виртуальной клавиатуры.

5. Вернитесь в Cubase и в списке Output, в инспекторе, укажите выходы программы GigaStudio 160, в списке их будет четыре, они соответствуют Port 1, 2, 3, 4 главного окна программы. (Каждый порт может в себе нести свой банк семплов.)

Вот и все, далее ваши переназначенные треки будут звучать теми тембрами, которые вы выбрали в программе GigaStudio 160.

Содержание раздела