Как
уже говорилось ранее, мы рассматриваем редактор WaveLab как встроенный редактор
Cubase. Но все-таки стоит сказать несколько слов о других возможностях этой
программы. Прежде всего, хотелось бы рассмотреть возможности программы в записи
и обработке семплов для программных и аппаратных семплеров. Естественно, что
работа над любым семплом начинается с его записи. После того как вы настроили
программу (о чем говорилось в данной главе), запишите через микрофон или с помощью
MIDI звук, из которого вы хотите сделать семпл. Перед вами в окне — графическое
изображение записанного звука в формате WAV. В данном случае записан звук виолончели
со штрихом спикато. Этот звук (семпл) не тянущийся, как, например, при штрихе
Если
вы хотите создать семпл неограниченной протяженности, запишите звук так же,
как в предыдущем случае. Далее вам необходимо определить, какая часть семпла
будет зациклена и будет создавать тот самый, протяжный, звук. Для этой цели
не подходят начальный этап образования звука (атака) и конечный отрезок (затухание).
Далее:
После
прослушивания всего семпла на аппаратном или программном семплере вы можете
обнаружить нестыковку на границе атаки с зацикленным фрагментом или на стыке
зацикленного фрагмента с участком затухания. Для того чтобы исправить эти моменты,
нужно:
Надо
сказать, что, несмотря на видимую простоту процесса создания семплов, на самом
деле все это довольно сложно и трудоемко. Для того чтобы
добиться
приемлемых результатов, очень часто приходится повторять описанный процесс десятки
раз. И иной раз ничего не получается, иногда из-за качества записанного звука,
иногда из-за нехватки опыта. Но не расстраивайтесь, сегодня многие фирмы специализируются
на производстве пакетов семплов, и почти всегда можно найти то, что вам нужно.
Теперь
немного поговорим о самих семплерах. Дело в том, что на сегодняшний день таких
приборов существует великое множество, что же выбрать? Аппаратные семплеры —
достаточно дорогие устройства, и не каждый может себе позволить иметь их в своей
студии. Программные семплеры стоят гораздо дешевле, и, что важно, в последнее
время появились такие, которые не уступают по качеству своим "железным"
собратьям. Например, VST Sampler, GigaStudio 160, Reality 1,6, а также появившийся
недавно Halion. Последний программный семплер читает практически все форматы
семплов и достаточно прост в управлении. Конечно, выбор за вами, тем более что
все эти семплеры можно использовать в программе Cubase. Вышеуказанные семплеры
легко работают в программе Cubase, и их загрузка в нее не представляет никаких
трудностей. При загрузке семплеров в программу Cubase нужно только соблюдать
определенный порядок. Посмотрим, как это делается на примере GigaStudio 160.
Пока
в это окно не загружен ни один семпл. Предположим, что вы знаете в каком MIDI-канале
какие должны быть тембры (семплы), если же еще не определились, это можно поправить.
Но прежде чем приступить к практической части, необходимо сделать определенные
настройки. Дело в том, что в данной программе нет встроенного секвенсора и аудиоредактора,
однако мы можем пользоваться внешними. Нажмите на ярлычок Settinds, расположенную
в левой части главного окна. Перед вами откроется окно настроек или, если быть
точным, вкладка General. В первом поле укажите путь к секвенсору, а в
последнем — к аудиоредактору. Мы предлагаем использовать вышеописанные программы
Cubase и WaveLab.
Следующая
важная настройка осуществляется на вкладке Hardware/Routing. В списке
Hardware выберите название карты, с которой вы будете работать, т. е.
через которую будет осуществляться выход аудиосигнала. В группе списков MIDI
In Ports выберите, с какого MIDI-порта вы будете управлять с помощью MIDI-клавиатуры
семплером.
Еще
раз следует напомнить, что мы рассматриваем программу GigaStudio 160 как виртуальный
дополнительный источник интересных тембров, а не как самостоятельную программу
для написания музыки или создания аранжировок.
Если
вас интересуют технические возможности этой программы, советуем вам обратиться
к книге Р. Петелина и Ю. Петелина "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства".
В этой книге достаточно подробно описаны технические характеристики данной программы.
А
теперь вернемся к главному окну программы. В верхней части окна находится панель
MIDI-каналов. Каждая ячейка имеет свой номер, который соответствует номеру MIDI-канала.
Дважды щелкнув мышкой по ячейке, вы вызовете диалоговое окно, из которого можно
загрузить необходимый семпл. Прослушать его можно с помощью MIDI-клавиатуры
или виртуальной клавиатуры. Виртуальную клавиатуру можно вызвать, если открыть
в главном окне вкладку Distributed Wave.
Лучше
использовать программу GigaStudio 160 в качестве тон-генератора, меньше будет
возникать проблем. А любую обработку звука вы можете осуществить в Cubase, с
которым вы уже хорошо знакомы. Сейчас мы хотим вам предложить последовательность
или схему, по которой вы можете работать с программой GigaStudio 160 генератором,
находясь в пределах виртуальной студии Cubase.
1.
Откройте GigaStudio 160.
2.
Откройте Cubase и загрузите в него аранжировку.
3.
Определитесь, на каких MIDI-каналах вы будете использовать семплы GigaStudio
160.
4.
Войдите в GigaStudio 160 и назначьте на MIDI-каналах нужные вам тембры (семплы),
если необходимо, прослушайте их с помощью MIDI-клавиатуры или виртуальной клавиатуры.
5.
Вернитесь в Cubase и в списке Output, в инспекторе, укажите выходы программы
GigaStudio 160, в списке их будет четыре, они соответствуют Port 1, 2,
3, 4 главного окна программы. (Каждый порт может в себе нести свой банк
семплов.)
Вот и все, далее ваши переназначенные треки будут звучать теми тембрами, которые вы выбрали в программе GigaStudio 160.