Основы компьютерной музыки

         

4.2. Главное окно программы

Как правило, установка программы происходит без проблем и никакого внешнего вмешательства не требуется, кроме просьбы назвать верный пароль. Будем считать, с этим вы справились. Единственное, что вам может понадобиться в адаптации программы к вашей звуковой карте для правильного подключения MIDI-клавиатуры, это отыскать в папке программы файл Sttup MME. Щелкните на названии файла левой кнопкой мыши, и перед вами появится диалоговое окно Steinberg Setup MME (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Диалоговое окно Steinberg Setup MME

Как вы видите, это окно состоит из двух полей. Верхнее поле называется MME Inputs и предназначено для установки драйвера MIDI-входа вашей звуковой карты.

Нижнее поле - MME Outputs - - предназначено для установки драйвера MIDI-выхода. В первом и во втором полях достаточно выбрать название вашей карты, потом нажать на кнопку Move up внизу окна. Таким образом ваша MIDI-клавиатура будет "увидена" программой. Как подключить аудиовходы карты к программе, мы будем говорить позже, в тех главах, где будем рассматривать запись и воспроизведение аудиоинформации (см. главы 5 и 6).

Поговорим сначала о том, из каких элементов состоит программа. Это система главного меню, пункты главного меню, различные редакторы, входящие в состав программы. Рассмотрим возможности, которые эти редакторы представляют, а также виды файлов, с которыми может работать данная программа.

После запуска программы перед вами появится главное окно Cubase, которое может быть без панели инспектора или с панелью инспектора. Панель инспектора вызывается и убирается с помощью кнопки с треугольной стрелкой в нижнем левом углу окна. Перед вами вид окна, который записан в файле Def.All, находящемся в корневом каталоге программы (рис. 4.2, 4.3).

Рис. 4.2. Главное окно без инспектора

Вы можете выбрать любой вид окна и записать его в файл Def.All, если хотите чтобы он в дальнейшем вызывался автоматически при открытии программы или под другим именем, если данное окно вам нужно только в каких-либо определенных случаях. Бывают ситуации, когда нет необходимости использовать главное окно в том виде, в котором оно представлено. Тогда вы можете его создать самостоятельно. Для этого выберите в главном меню File опцию New Arrangement, перед вами откроется главное окно, в котором вы можете создать нужное вам количество треков, как MIDI, так и аудио. Для того чтобы создать новый трек, необходимо дважды щелкнуть

левой кнопкой мыши в вертикальной колонке Track. Таким образом вы можете создать нужное вам количество треков для записи. Обратите внимание, что треки или дорожки бывают двух видов — Audio и Midi.

Рис. 4.3. Главное окно с инспектором

Начнем рассматривать главное окно с панели Track Info (Инспектор). Инспектор может принимать различный вид, в зависимости от класса дорожки. Для начала рассмотрим два класса треков — Audio и Midi. На рис. 4.4 представлен инспектор MIDI-треков.

Панель инспектора предназначена для виртуального изменения некоторых параметров трека или его части. Для MIDI-трека параметры следующие.

  • Первое поле не имеет названия, в нем вы имеете возможность ввести выбранное вами название трека или его части.
  • В поле Start указывается, с какого такта или доли такта начинается трек или его часть.
  • Поле End показывает, где заканчивается трек или его часть.
  • С помощью раскрывающегося списка Instrument вызывается диалоговое окно для выбора инструмента и установки MIDI-канала.

Рис. 4.4. Инспектор MIDI-треков

  • В списке Output можно выбрать, звуками какого инструмента или MIDI-устройства будет воспроизведен данный трек.
  • В поле Chn можно указать MIDI-канал для необходимого трека или его части.
  • В списке Prg вы выбираете звук (инструмент), которым будет воспроизведен данный трек или его часть.
  • Список Bank — выбор банка инструментов.
  • Список Pachname — служит для выбора названия части трека. П Поле Volume — указание громкости воспроизведения трека.
  • Поле Transp — в этом поле можно изменить тональность воспроизведения трека или его части. Шаг равен одному полутону, положительные значения повышают тональность, отрицательные понижают.
  • Поле Veloc — в данном поле вы можете указать минимальную силу удара по клавише, т. е. если вы поставили значение 50, то те ноты, которые имели силу удара менее 50, станут ей равны, а ноты, имеющие большее значение, останутся на том же уровне. С данным полем мы советуем вам поэкспериментировать, чтобы уловить происходящее на слух.
  • Поле Delay — если в этом поле указать положительное значение, то ноты данного трека будут опережать звучание остальных треков, если отрицательное, то, наоборот, будут отставать.
  • Поле Length — в этом поле можно увеличить или уменьшить длительность записанных нот. Изменение их длины происходит в процентном соотношении. 100% — это то, что вы записали, увеличите процент, увеличится длина ноты и наоборот.
  • Поле Соmрr — действие этого параметра похоже на действие обыкновенного компрессора, на слух увеличивает или уменьшает громкость записанного материала. По умолчанию 100%, далее — как в предыдущем поле.
  • Поле Pan — в этом поле вы можете изменять панораму звучащего материала, сдвигая его вправо или влево.

Панель инспектора аудиотрека содержит следующие элементы.

  • Первое поле без названия — позволяет обозначить аудиотрек каким-либо именем.
  • Поле Start показывает начало записанного трека или его части.
  • Поле End показывает конец записанного трека или его части.
  • Поле Delay — опережение или задержка звучания записанного трека аналогично MIDI-инспектору.
  • Поле Chn — в этом поле можно выставить номер MIDI-канала.
  • В раскрывающемся списке Record info вы должны выбрать папку, в которую будет записан аудиофайл.
  • Переключатель Enable — включение и выключение статуса аудиотрека.
  • Переключатель Mono/Stereo — включение моно- или стереозаписи.
  • Следующие четыре кнопки Ins, Dyn, Fx, EQ вызывают окна для подключения обработчиков звука, окна могут быть двух видов.
  • Поле Pan аналогично соответствующему окну MIDI-инспектора.
  • Поле Volume аналогично соответствующему окну MIDI инспектора. Если потянуть курсором мыши при нажатой левой кнопке за правую границу главного окна, то следующая его часть примет вид, показанный на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Изменение класса трека и его параметров

В этой части главного окна дублируются некоторые функции инспектора, но в ней есть и несколько иные управляющие элементы, которые облегчают работу в главном окне.

Как вы обратили внимание, панель состоит из восьми столбцов.

  • Столбец A (Active) представляет собой индикатор активности трека и начинает мигать, если эта информация воспроизводится.
  • Столбец М (Mute) — если щелкнуть левой кнопкой мыши напротив какого-либо трека, он будет приглушен. Второй щелчок отменяет приглушение.
  • Столбец С (Class) позволяет выбрать класс трека, их может быть несколько (см. рис. 4.5). Для изменения класса трека щелкните левой кнопкой мыши напротив нужного трека и выберите необходимый класс.
  • Столбец Т позволяет запретить копирование, перенос и другие операции с данным треком.
  • Столбец Track — с его помощью можно выделить трек и ввести его название в ячейку столбца. Помните, что это название будет присвоено всем частям трека.

Для осуществления операции присвоения треку названия необходимо проделать следующие действия.

  • Дважды щелкните левой кнопкой мыши на столбце Track выбранной дорожки (трека).
  • Наберите название трека на клавиатуре.
  • Нажмите клавишу <Enter>.

Подобное изменение названия трека не является чем-то обязательным и не вносит никаких изменений в работу программы и тем более вашей музыки, но доставит вам определенное удобство в работе. Особенно это будет заметно, когда вы неоднократно будете возвращаться к данной аранжировке или сонгу (рис. 4.6).

  • Столбец Chn — здесь вы можете выставить номер MIDI-канала. Эту операцию можно проделать двумя способами: дважды щелкнув левой кнопкой мыши и введя номер канала с клавиатуры или щелкнув один раз левой кнопкой мыши для уменьшения номера канала на единицу, а правой кнопкой — для увеличения номера канала.
  • Столбец Instrument — дважды щелкнув по этому столбцу, вы вызовете диалоговое окно для выбора инструмента (рис. 4.7).
  • Столбец Out позволяет назначить MIDI-порт для данной дорожки, т. е. вы определяете, через какое MIDI-устройство будет звучать данный трек. Надо сразу заметить, что и устройства и MIDI-порты могут быть как физическими, так и виртуальными.

Рис. 4.6. Измененные названия треков


Рис. 4.7. Диалоговое окно для вызова и обозначения инструмента трека

Рассмотрим некоторые из элементов управления, располагающихся в самой верхней части главного окна.

  • Красная кнопка Solo — если у вас активизирован какой-либо трек и вы нажмете эту кнопку, все остальные треки будут заглушены, т. е. вы можете прослушать материал данного трека без остальной аранжировки.
  • Список Snap — значение в данном списке определяет минимально возможное смещение, на которое вы можете перенести редактируемую часть. Шаг переноса определяется долями такта, кадром или секундами. Если вы щелкните левой кнопкой мыши по данному окну, появится список, из которого можно выбрать нужное значение (рис. 4.8). Минимально фиксированное расстояние равно 1\16 доле такта, если же выбрать значение Ваг, то смещение будет равно такту. Если вам необходимо сместить часть на долю менее 1\16, то выберите значение Off.

Рис 4.8. Список Snap

  • Список Quantize — из него вы можете выбрать нужное значение квантизации.
  • Список Part Color - из раскрывающегося списка вы можете выбрать цвет, в который будет окрашен активный трек, это очень удобно для визуального восприятия партитуры (рис. 4.9).
  • Следующая кнопка — кнопка Mouse, с помощью которой вы можете выбрать положение курсора мыши в долях такта и тиках или в единицах времени.
  • В раскрывающемся списке Record mode вы можете выбрать разрядность записи аудиоинформации (только для аудиотреков) (рис. 4.10).

Рис. 4.9. Список Part Color, выбор цвета трека


Рис. 4.10. Установка разрядности записи

Еще одна очень важная деталь главного окна — Transport bar (Транспортная панель). Сама по себе данная панель напоминает по внешнему виду панель магнитофона (рис. 4.11).

Рис. 4.11. Транспортная панель

Транспортная панель — это один из основных инструментов управления записью и воспроизведением. Данная панель вызывается или убирается путем нажатия на клавиатуре клавиши <F12>. Рассмотрим кнопки и окна панели слева направо.

  • Верхняя левая кнопка Rec Mode — переключение режимов записи, их всего два — Overdub (запись поверх существующей), Replace (Стирая все предыдущее).
  • Нижняя левая кнопка Cycle Rec — запись в режиме зацикливания. Всего три режима: Mix, Punch, Normal — соответственно, режим смешивания (наложения) записи, режим вставки в определенном месте (определяется локаторами), нормальный, т. е. когда каждая последующая запись стирает предыдущую.
  • Следующая группа кнопок относится к локаторам, т. е. иначе говоря, с какого и по какой такт программа будет воспроизводить записанную информацию или записывать новую (рис. 4.12).

Рис. 4.12. Кнопки установки локаторов

Если щелкнуть левой кнопкой мыши по локатору (верхнему), обозначенному буквой L, то в появившемся поле вы можете установить, с какого такта будет воспроизводиться трек или начнется запись.

Если щелкнуть по нижнему локатору (буква R), то вы установите значение конца записи или правую границу цикла.

Значения локаторов можно набрать и с клавиатуры. Для выбора значения левого локатора нажмите клавишу <L> и введите номер такта, с которого вы хотите начать запись или воспроизведение, затем нажмите клавишу <Enter>, значение будет зафиксировано. Соответственно, для установки правого локатора нажмите клавишу <R>, далее — как в случае с левым локатором.

Чтобы активизировать эти функции, нужно нажать соответствующие кнопки внизу окна локаторов.

Кнопку AQ мы пока оставим в покое, поговорим о ней позже.

В следующей части транспортной панели находятся поля индикации курсора и кнопки управления записью, воспроизведением и перемоткой. С ними вы без труда разберетесь самостоятельно. Единственное, что хотелось бы сказать, первый индикатор отражает позицию курсора в тактах и его долях, а второй — во времени (рис. 4.13).

Рис. 4.13. Управляющие кнопки транспортной панели и индикаторы курсора

  • Четвертая часть транспортной панели — управление темпом воспроизведения или записи, метрономом, синхронизацией и мастер-треком. Если вы дважды щелкните по значению темпа, появится поле, в котором вы можете указать нужный вам темп, как для записи, так и для воспроизведения. Дважды щелкнув по значению размера, вы можете ввести свои установки. Есть другой вариант пошагового изменения темпа и размера. Щелкая левой кнопкой мыши, вы уменьшаете значения параметра, а правой — увеличиваете эти значения.
  • Нажав кнопку Click, вы включите метроном. О кнопках Sync и Master мы поговорим чуть позже
  • И наконец, самые последние информационные поля транспортной панели, обозначенные как In и Out, — это индикаторы наличия сигнала на входе и выходе соответственно.

Если щелкнуть по любому пустому месту главного окна правой кнопкой мыши, появится так называемый инструментальный ящик (рис. 4.14), который состоит из 16 инструментов. Удерживая кнопку мыши, вы можете выбрать один из инструментов ящика.

Рис. 4.14. Инструментальный ящик

Первый инструмент в верхнем ряду обозначен пиктограммой в виде стрелки и ничем не отличается от вида курсора. С помощью этого инструмента можно производить следующие действия:

  • выделять MIDI-события — как одиночные, щелчком левой кнопки мыши, так и группу, но при этом необходимо удерживать клавишу <Shift>. Группу МIDO-событий можно выделить и другим способом. Нажмите левую кнопку мыши и по диагонали протяните стрелку: события, попавшие в нарисовавшийся прямоугольник, будут выделены;
  • MIDI-события можно перемещать простым перетаскиванием с помощью мыши или копировать тем же перетаскиванием, но при нажатой клавише <Alt>;
  • можно транспонировать ноту. Эту операцию можно выполнить двумя способами:
    • первый — все то же перетаскивание, но этот способ достаточно опасен, т. к. можно нарушить позицию ноты во времени;
    • второй способ — в информационной строке (редактор Edit) при активной ноте в пункте Pith появится буквенно-цифровое обозначение ноты. Щелкнув по нему левой кнопкой мыши, вы понизите данную ноту на полтона, а правой — повысите на полтона. Данный способ застрахует вас от случайных ошибок.

Второй инструмент обозначен пиктограммой резинки и предназначен для стирания любых MIDI-событий. Но следует добавить, что стереть любое MIDI-событие можно и не применяя резинку. Для этого обозначьте событие или группу событий с помощью стрелки и нажмите на клавишу <Delete> — все будет стерто.

Следующий инструмент обозначен пиктограммой динамика. Если взять этот инструмент и удерживать его левой кнопкой мыши на каком-либо участке трека, то именно с этого места начнется воспроизведение трека в режиме соло.

Четвертый инструмент имеет пиктограмму петли. С помощью этого инструмента можно добиться очень интересного эффекта. Предположим, у вас записаны две части какой-либо мелодии, захватите этим инструментом одну из частей и перетащите на другую. Как только вы отпустите кнопку мыши, появится диалоговое окно, в котором вы можете выбрать три варианта воздействия динамики одной части на другую. Поэкспериментируйте с этим инструментом.

Пятый инструмент обозначен пиктограммой лупы и служит для увеличения масштаба изображения.

Шестой инструмент позволит вам изменить в ту или иную сторону уровень громкости отдельной части, при этом не оказывая влияния на уровень громкости всего трека.

Седьмой инструмент обозначен пиктограммой ноты с двунаправленной стрелкой, указывающей вверх и вниз, — этот инструмент позволяет транспонировать трек или его часть.

Восьмой инструмент в верхней строке Gru вызывает диалоговое окно, в котором вы можете выбрать существующие в программе шаблоны квантизации.

Первый инструмент в нижней строке имеет вид карандаша — данный инструмент позволяет создавать и корректировать MIDI-события. Например, нажав и удерживая левую кнопку мыши, можно нарисовать ноту любой протяженности. Для создания серии MIDI-событий нужны те же действия, но при нажатой клавише <Alt>. С помощью карандаша можно создавать и корректировать сообщения MIDI-контроллеров.

Второй инструмент (пиктограмма — ножницы) позволяет разрезать трек или его части на более мелкие фрагменты, которые тоже становятся частями со всеми вытекающими из этого последствиями.

Третий инструмент изображен в виде пиктограммы тюбика и предназначен для склеивания частей трека. Обратите внимание, что если щелкнуть по этой пиктограмме и потом по какой-либо части трека левой кнопкой мыши, то склеятся две ближайшие части, а если при этом нажать клавишу <Alt> и удерживать ее, будет склеен весь трек, независимо от того, из скольких частей он состоит.

Четвертый инструмент (пиктограмма — диагональный крест) заглушит часть трека, не оказывая влияния на другие части. Для этого введите крестик в поле необходимой части и нажмите левую кнопку мыши.

Пятый инструмент обозначен пиктограммой прямоугольника с направленной внутрь него стрелкой — данный инструмент позволяет вам обозначить (выделить) любой сколь угодно малый отрезок части или трека и перенести его в необходимое место. При этом он исчезает (вырезается из своего первоначального места).

Следующий инструмент (пиктограмма двух динамиков с разнонаправленными стрелками) предназначен для изменения баланса в треке или его части.

Седьмой инструмент, обозначенный как Log, — открывает диалоговое окно, в котором вы можете выбрать одну из записанных установок логического редактора, о чем будет сказано в дальнейшем.

И последний инструмент с пиктограммой циферблата часов с карандашом предназначен для сжатия или расширения трека по времени, при этом все остальные параметры не меняются. Данный инструмент может быть очень полезен, когда придется подгонять темп MIDI-партий под семплы или вокальную партию. Для этого поместите карандаш в область редактируемого трека и при нажатой левой кнопке мыши уменьшите или увеличьте длину трека.

Необходимо помнить, что описанные выше инструменты работают в главном окне программы. Каждый из четырех редакторов программы имеет собственные инструменты для редактирования, о которых мы будем говорить ниже в связи с изучением работы в конкретных редакторах.

Содержание раздела