Основы компьютерной музыки



3.3. Главное окно программы



Программа Band-in-a-Box имеет одно главное окно. Его можно в некоторой степени изменять, подстраивая под определенные задачи.

В самой верхней части окна находятся пункты главного меню: File, Edit, Styles, Opt., Play, Lyrics, Melody, Soloist, Audio, GM, User, Harmony, Not'n, Help.

Далее следует клавишная область окна — Keyboard Area.

Клавишная область окна состоит из виртуальной фортепианной клавиатуры и управляющих кнопок. Девять верхних переключателей, за исключением двух (первого и последнего), предназначены для включения выбора инструмента в партиях аранжировки. Первый переключатель Combo предназначен для выбора предварительно составленных аккомпанирующих групп. Последний переключатель Thru позволяет выбрать инструмент, исполняющий данную партию.

Для того чтобы выбрать нужный инструмент в партии, следует:

1. Включить один из переключателей (например, Bass).

2. Нажать кнопку F справа от раскрывающегося списка Instrument. В списке, как правило, присутствуют названия инструментов, которые могут исполнить данную партию, поэтому, выбирая разные партии, вы получите разные списки инструментов. Данная функция программы очень полезна для начинающих музыкантов, которые часто затрудняются в выборе инструментов для какой-либо партии.

3. С помощью кнопки + выберите инструмент.

Однако учтите, что таким образом можно выбрать только инструменты GM.

Далее располагаются последовательно кнопки управления: громкостью -Volume, панорамой - - Pan, реверберацией -Reverb, хорусом -Chorus и банками инструментов, не входящих в список GM.

Правее находятся еще четыре кнопки — М, f и Т, f, которые позволяют изменить стиль, гармонизацию и некоторые приемы исполнения в партиях мелодии и сквозной партии. Соответствующие установки можно сделать в диалоговом окне Select melody harmony, которое вызывается кнопкой М или Т.

Ниже виртуальной клавиатуры располагаются такие кнопки управления, как:

  • New — создать новый сонг, аналогичная команда есть в меню File;
  • Open — открыть файл с сонгом, аналогичная команда есть в меню File;
  • Save — сохранить файл с сонгом, аналогичная команда есть в меню File;
  • .MID — открыть MIDI-файл;
  • .WAV — открыть аудиофайл;
  • Play — воспроизведение сонга, повторное нажатие остановит воспроизведение аналогичная команда есть в меню File;
  • Stop — остановит воспроизведение сонга;
  • Н — пауза, временная остановка воспроизведения;
  • From — выбор такта, с которого начнется воспроизведение. Появляется диалоговое окно, в котором необходимо указать, с какого такта вы хотите начать воспроизведение;
  • Melodist — выбор готовых сонгов с мелодией;
  • Soloist — доступ к библиотеке стилей солиста;
  • Juke — включение и выключение музыкального автомата;
  • < и > — кнопки перехода на предыдущий или следующий сонг;
  • Rec. — запись мелодии;
  • с пиктограммой микрофона — запись аудиоинформации с микрофона.

Далее следуют панели Title, Key, Tempo Area.

В верхнем левом углу первой панели расположен незакрашенный прямоугольник — это индикатор загрузки информации.

Прямо под индикатором расположены в два ряда шесть кнопок слева направо:

  • в первом ряду — копирование, вставка, смена текущего диска и папки;
  • во втором ряду — вызов окна нотации, т. е. в этом окне вы можете записать любую партию с помощью нотных знаков или изменить существующую;
  • следующие две кнопки - - нотация для печати с выбором конкретной партии или всей партитуры;
  • кнопка Song служит для выбора и загрузки сонгов из диалогового окна Select Song by Title, при нажатии в окне справа появится название загруженного сонга;
  • кнопка STY вызывает диалоговое окно для выбора и загрузки стиля, в окне справа будет указан загруженный стиль.

Еще правее находятся три кнопки без названий и пиктограмм:

  • самая верхняя кнопка вызывает сокращенный список стилей;
  • нижняя кнопка вызывает окно для открытия файлов, но только тех, которые записаны в данной программе;
  • правая кнопка предназначена для смены стилей в сонге. Обратите внимание на эту функцию, ее нет в инструментах типа PSR. Сменить стиль можно в любом такте, для этого переместите каретку в нужный такт и нажмите кнопку. Появится диалоговое окно Choose style change. Далее любым способом выберите стиль и в предыдущем диалоговом окне нажмите кнопку Close. Если нужно отменить стиль, то, проделав все те же действия, в конце нажмите кнопку Clear.

Находящийся рядом раскрывающийся список С позволяет осуществлять операции транспонирования.

Правее списка располагается окно для изменения темпа, причем его можно менять с шагом 1 или с шагом 5.

Флажок Loop предназначен для управления зацикливанием. Зацикливание осуществляется с помощью трех цифровых кнопок, расположенных левее. Первая кнопка определяет, с какого такта начнется повтор, средняя — сколько тактов войдет в повторяющееся кольцо и последняя — сколько будет повторений.

Правее находиться кнопка S, с помощью которой можно войти в диалоговое окно для установки параметров сонга.

Кнопка memo, находящаяся чуть выше, запоминает различную информацию в сонге.

Кнопка Wizard (режим "волшебник") — при нажатии данной кнопки у вас появится возможность исполнить безошибочную мелодию, т. е. программа будет записывать ноты, абсолютно подходящие под гармоническую запись, при этом вы можете нажимать практически любые клавиши," безусловно, будет сохранен только ваш ритм.

Под кнопкой Wizard находится инструментальная панель с шестнадцатью кнопками.

Действие инструментальной панели аналогично применению "горячих" клавиш:

  • первая кнопка в верхнем ряду (пиктограмма гитары) открывает диалоговое окно для работы с гитарной партией;
  • вторая кнопка в верхнем ряду (Intro) — установка параметров вступления;
  • третья кнопка (пиктограмма фортепианной клавиатуры) — демонстрирует наглядность партии пианиста или любой другой партии кроме ударных;
  • четвертая кнопка (пиктограмма динамика) — вызывает пульт управления вашей звуковой карты;
  • пятая кнопка (пиктограмма гитарной табулатуры) — показывает диалоговое окно для генерации партии гитарного соло;
  • шестая кнопка — открывает пульт управления регулировок синтезатора вашей аудиокарты (если таковой имеется);
  • седьмая кнопка (С7) — при ее нажатии открывается диалоговое окно для задания характера исполнения аккордов (подробнее см. разд. 3.7.1);
  • восьмая кнопка (II) — выбор обозначения аккордов. С ее помощью можно выбрать систему обозначений аккордов — буквенную, слоговую, в виде номеров ступеней гаммы. Выбор системы осуществляется последовательным нажатием этой кнопки. Обратите внимание на эту функцию. Во всех учебниках по гармонии принято обозначать ступени гамм и аккорды римскими цифрами, что дает представление о гармонических связях независимо от конкретной тональности. Это значительно облегчает изучение гармонии;
  • во втором ряду первая кнопка (пиктограмма барабанов) — открывает окно, в котором вы можете видеть игру на звучащих барабанах, или с помощью мышки послушать, как звучит тот или иной барабан. Это окно может быть полезно при написании собственной партии ударных;
  • вторая кнопка второго ряда (Song Title) — автоматически генерирует название сонга;
  • третья кнопка (L) — показывает окно с текстом или цифровкой, с помощью этой функции программа может быть использована в режиме "караоке";
  • четвертая кнопка — регулировка уровня записи на вашей аудиокарте;
  • пятая кнопка — предварительная установка параметров программы;
  • шестая кнопка — вызов панели для работы с Saund-фонтами;
  • седьмая кнопка — связь по Интернету;
  • восьмая кнопка — показ списка MIDI-событий.

И наконец, последний очень важный элемент главного окна (см. рис. 3.2) — Chord Sheet Area, окно аккордов. В этом окне и происходит вся работа аранжировщика. Как работать в этом окне, мы поговорим чуть позже, а пока подробнее разберем пункты главного меню.

Назад Начало Вперед