Основы компьютерной музыки

         

Глава 3.4. Окно аккордов Chord Sheet Area



Как уже говорилось выше, в данном окне происходит основная работа над аранжировкой. Это окно представляет собой таблицу, в которую вводятся аккорды для предполагаемой мелодии. Как вы уже заметили, таблица в окне поделена на такты, в которые вы можете вписать любой аккорд, поддерживаемый программой. Делается это очень просто: на клавиатуре необходимо набрать буквенное обозначение аккорда и нажать кнопку ввода. В такте появится назначенный аккорд, а каретка (незакрашенный прямоугольник) передвинется к следующей половине такта. В каждой половине такта можно записать по два аккорда, для этого между ними при вводе надо поставить запятую. Ниже приведен список аккордов, поддерживаемых программой.


  • Мажорные аккорды: С, С6, С69, С+, C5b, C5#, CMAJ, CMAJ7, CMAJ9, CMAJ11, CMAJ13, CMAJ7#5, CMAJ9#11, CMAJ13#11, Caug.
  • Минорные аккорды: Cm, Cm6, Cm7, Cm9, Cm11, Cm13, Cm#5, CmMAJT, Cmaug.
  • Полууменьшенные аккорды: Cm7b5. П Уменьшенные аккорды: Cdim.
  • Септаккорды (в том числе и альтерированные): С7, С7+, С9+, С13+, С13, С7b13, С7#11, С7#11b1З, С9, С9#11, С13#11, С9#11b1З, С13b9, С7b9b1З, С7b9#11, С7b9#11b1З, С7#9, С13#9, С7#9b1З, С9#11, С13#9#11, С7#9#11b113, С13b5, С7b5b1З, С9b5, С9b5b1З, С7b5b9, С13b5b9, С7b5Ь9b1З, С7b5#9, С13b5#9, С7b5#9b1З, С7#5, С13#5, С7#5#11, С135#11, С9#5, С9#5#11, С7#5b9, С13#5b9, С7#5b9#11, С13#5b9#11, С7#5#9, С13#5#7#11, С7#5#9#11, С13#5#9#11.
  • Аккорды с задержанием: Csus, C7sus, C9sus, C13sus, C7susb13, C7sus#11, C7sus#11b13, C7susb9#11b13, C7sus#9, C7sus#9b13, C7sus#9#11b13, C7susb5, C7susb5b13, C7susb5b9, C7susb5b9b13, C7susb5#9, C7susb5#9b13, Csus#5, C7sus#5#11, C7sus#5b9, C7sus#5b9#11, C7sus#5#9, C7sus#5#9#11, C7sus#11b13, C9sus13, C9sus#11, C9sus#13, C9sus#11b13, C9sus#11, C9susb5, C9susb5b13, C13su#9, C13sus#11, C13susb9, C13#9#11, C13b5, C13b5b9, C13susb5#9, C13sus#5, C13sus#5#11, C13#5b9, C13sus#5b9#11, C13sus#5#9#11.

Для более быстрого обозначения некоторых аккордов в программе есть "горячие" клавиши:

  • <J> - Maj7;
  • <D> - dim;
  • <Н> — m7b5;
  • <S> — sus.

При записи аккордов не имеет значения, какими (прописными или строчными) буквами вы будете вводить аккорд.

С каждым фрагментом такта или более крупного отрывка можно проводить операции копирования, вырезки или вставки. Для этого достаточно выделить нужный фрагмент с помощью левой кнопки мыши, т. е. нажать кнопку мыши в начале фрагмента и протянуть курсор до конца, данная область окрасится в черный цвет, после чего следует проделать необходимую вам операцию через меню Edit.

При вводе аккордов можно некоторым образом влиять на характер исполнения инструментальных партий. Для этого предусмотрены довольно простые обозначения. Каждая инструментальная партия имеет свое обозначение:

  • В — бас;
  • D — ударные инструменты;
  • Р — фортепиано;
  • С — гитара;
  • S — струнные или "подкладка".

Если после обозначения аккорда поставить точку, это будет означать, что в данном такте или доле такта будет пауза, т. е. все инструменты замолчат. Если вы хотите, чтобы какие-либо инструменты в этот момент звучали, необходимо после точки поставить их условное обозначение, например F.BS, что будет означать — в этом такте, или доле такта, звучат только бас и струнные инструменты. Главное правило — после поставленной точки будут звучать только те инструменты, условное обозначение которых выставлено.

Если вам необходимо, чтобы в каком-либо такте или его доле прозвучал отрывистый аккорд, следует после обозначения аккорда поставить две точки. Так же как и в предыдущем варианте, если вам нужно звучание строго определенных инструментов, после двух точек запишите условное обозначение нужных инструментов, например C..DB, что будет означать — в этом такте, или его доле, прозвучит короткий аккорд ударных и баса.

Есть еще один режим записи: если перед обозначением аккорда с помощью комбинации клавиш <Shift>+<6> поставить значок "^", то аккорд сместится на 1/8 в предыдущий такт и его длительность несколько увеличится. Если поставить два таких значка перед аккордом, то смещение в предыдущий такт будет равно 1/16.

Щелчком мыши по началу любого такта можно выбрать один из двух вариантов субстилей - а или b. По сравнению с субстилем а субстиль b несколько сложнее и насыщенней, причем во время перехода от одного к другому, как правило, в партии ударных инструментов звучит "сбивка".

В программе Band-in-a-Box существует еще один очень интересный способ записи гармонии. Команда MIDI Chord Detection (Определение MIDI- аккорда) из меню Options открывает диалоговое окно, которое просит вас сыграть аккорд на клавиатуре. Но перед тем как проделать данную операцию, установите каретку ввода в окне аккордов на нужный такт вашей композиции. После того как вы сыграете аккорд на клавиатуре, в диалоговом окне появятся до четырех наименований данного аккорда (если аккорд сложного вида). По звучанию данные аккорды могут различаться мелодическим положением или басом. Выберите тот, который вас больше устраивает, и напротив него в окне нажмите кнопку Enter. Это обозначение и появится в окне аккордов. Такая функция очень удобна для тех, кто хорошо владеет клавишными инструментами, но с другой стороны, ее можно использовать при изучении гармонии начинающим музыкантам.

Бывает, что в некоторых случаях требуется изменить тактовый размер в пределах одного сонга, для чего и предназначена команда Set Time Signature меню Edit. В этом окне вы можете установить нужный вам тактовый размер как в отдельном такте, так и в группе тактов.

Содержание раздела