Глава 2.2.
Типы ЭМИ. Интерфейс MIDI
Поскольку
мы с вами будем заниматься компьютерной аранжировкой, ближайшим помощником в
нашей нелегкой работе будет синтезатор (ЭМИ).
Синтезаторы
делятся на три основные группы.
- Аналоговые
синтезаторы, которые реально синтезируют звук с помощью устройств, называемых
генераторами. Несмотря на то, что такие инструменты уже давно сняты
с производства, музыканты всего мира продолжают использовать их в своей работе.
В первую очередь это объясняется тем, что подобные инструменты обладают очень
теплым и глубоким звуком и огромными возможностями по созданию новых, необычных
тембров. Очень важное преимущество этих инструментов заключается в том, что
с их помощью можно управлять синтезом звука в реальном времени, т. е. в процессе
исполнения, что, конечно, привносит большое разнообразие в исполняемую партию.
- Синтезаторы
типа sample playback. Это цифровые синтезаторы. Они работают по типу воспроизведения
семплов, которые хранятся в их постоянной памяти (ROM). В эту память записаны
реальные звуки живых и электронных инструментов, которые воспроизводятся с
разной высотой с помощью клавиатуры. Синтезаторы такого типа являются мультитем-бральными,
т. е. могут одновременно воспроизводить звучание многих инструментов.
- Семплеры.
От предыдущего типа синтезаторов они отличаются тем, что вместо постоянной
памяти у них установлена оперативная память большого объема, в которую можно
записать любые звуки, а потом воспроизвести их с разной высотой при помощи
клавиатуры. Семплеры наиболее реальные имитаторы живых инструментов.
Синтезаторы
любых типов были бы не более чем новые музыкальные инструменты, если бы не были
изобретены секвенсоры. Секвенсор — это цифровое устройство, которое запоминает
последовательность действий исполнителя. Преимущество секвенсора перед магнитофоном
в том, что в любой момент можно внести необходимые изменения в записанную аранжировку,
не перезаписывая заново измененную партию. Как правило, все современные синтезаторы
имеют в своем составе многотрековый секвенсор с более или менее развитыми возможностями
редактирования. Первые секвенсоры могли работать только с конкретными моделями
синтезаторов, что было крайне неудобно. В начале 80-х годов XX века ведущие
производители ЭМИ договорились и приняли новый стандарт единого интерфейса,
который позволил совмещать любые модели синтезаторов и секвенсоров. Этот интерфейс
получил название MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Еще позже
появился интерфейс General MIDI (обобщенный MIDI), или просто GM, в соответствии
с которым каждый совместимый с GM инструмент должен отвечать некоторым минимальным
требованиям:
- полифония
должна составлять не менее 24 голосов звучащих одновременно;
- 8 голосов
резервируются за ударными инструментами;
- нота До первой
октавы соответствует MIDI-ноте № 60;
- мультитембральность
— не менее 16;
- ударные воспроизводятся
на 10-ом MIDI-канале;
- звуки ударных
должны соответствовать определенным MIDI-нотам.
Каждый
MIDI-канал должен реагировать на следующие контроллеры: № 1 — Modulation, №
7 — Main Volume, № 10 — Pan, № 11 - Expression, № 64 - Sustain Pedal, Hold 1,
№ 121 - Reset All Controllers, № 123 - All Notes Off, но это только обязательные
контроллеры для GM, ниже приведено более полное описание и назначение MIDI-контроллеров.
Содержание раздела