Основы компьютерной музыки

стёкла для холодильных витрин


2.1.2. Типы фактуры



Фактура оркестровой ткани может быть весьма разнообразна. Использование различных типов фактуры зависит от задач, решаемых аранжировщиком или композитором. Грубо можно выделить два типа фактуры: одноэлементная и сложная.

Одноэлементная фактура состоит из одного типа музыкального изложения, например только мелодия или гармоническая фигурация. Такой тип фактуры в сочинении может появляться эпизодически, но есть множество примеров, когда все произведение представляет собой только мелодию, без какого-либо сопровождения.

Сложная фактура — музыкальная мысль выражена одновременно более чем двумя типами-изложения. Например, мелодия и аккомпанемент, мелодия и контрапункт, мелодия и гармоническая фигурация и т. д. В нашем случае интерес представляет второй тип фактуры.

Сложную фактуру можно разделить на несколько элементов:

  • мелодическая линия, которая может быть многоголосной или содержать подголоски;
  • аккомпанемент, который может содержать в себе несколько видов изложения музыкального материала:
    • гармоническая или ритмическая фигурация (может быть, и то и другое одновременно);
    • педаль, или, иначе говоря, "подкладка";
    • линия баса, которая может быть не только одноголосной.

Рассмотрим следующий пример (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Пример аккомпанемента

В этом четырехтактном примере видны практически все элементы фактуры. В первой строчке записана мелодия с подголоском. Второй (нижний) голос называется подголоском потому, что не несет самостоятельного мелодического материала. Мелодия может сопровождаться и вполне самостоятельными, равноправными подголосками.

Следующие три строки представляют собой простейший вид аккомпанемента:

  • вторая строка — гармоническая фигурация;
  • третья строка — педаль;
  • четвертая строка — бас.

Конечно, данный пример достаточно прост, каждый его элемент может быть изложен в гораздо более сложной фактуре. К примеру, в аккомпанементе гармоническая фигурация может быть многоголосной и содержать в себе элементы ритмической фигурации. Педаль может быть изложена не просто протянутыми аккордами, а быть подголосочного строения или носить полифонический характер. Бас, в свою очередь, тоже может иметь сложную структуру — бас как гармоническая или ритмическая фигурация или одновременно и то и другое.

Ниже приведены несколько технических правил, рекомендаций, которые помогут вам избежать некоторых явных ошибок при аранжировке музыкального материала.

  • Определите инструмент солирующей партии.
  • Определите состав аккомпанирующих инструментов.
  • Если это эстрадная песня, запишите варианты гармонического изложения рефренов (цифровку).
  • Попробуйте записать линию баса и ударных инструментов (пока схематически), чтобы остановиться на каком-либо ритмическом рисунке.
  • Определите места, где будет включаться и выключаться педаль.
  • Определите места, где может понадобиться гармоническая или ритмическая фигурация.
  • Определите места, где могут понадобиться вставки или связующие обороты, для поддержки солирующего инструмента. Особенно это важно для вокальных произведений.
  • Зафиксируйте все вышесказанное.

Более подробно различные вопросы аранжировки будут рассмотрены в последующих главах книги. На данном моменте изучения аранжировки воспользуйтесь пьесами из приложения 2.

Назад Начало Вперед