Основы компьютерной музыки



2.1.2. Типы фактуры



Фактура оркестровой ткани может быть весьма разнообразна. Использование различных типов фактуры зависит от задач, решаемых аранжировщиком или композитором. Грубо можно выделить два типа фактуры: одноэлементная и сложная.

Одноэлементная фактура состоит из одного типа музыкального изложения, например только мелодия или гармоническая фигурация. Такой тип фактуры в сочинении может появляться эпизодически, но есть множество примеров, когда все произведение представляет собой только мелодию, без какого-либо сопровождения.

Сложная фактура — музыкальная мысль выражена одновременно более чем двумя типами-изложения. Например, мелодия и аккомпанемент, мелодия и контрапункт, мелодия и гармоническая фигурация и т. д. В нашем случае интерес представляет второй тип фактуры.

Сложную фактуру можно разделить на несколько элементов:

  • мелодическая линия, которая может быть многоголосной или содержать подголоски;
  • аккомпанемент, который может содержать в себе несколько видов изложения музыкального материала:
    • гармоническая или ритмическая фигурация (может быть, и то и другое одновременно);
    • педаль, или, иначе говоря, "подкладка";
    • линия баса, которая может быть не только одноголосной.

Рассмотрим следующий пример (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Пример аккомпанемента

В этом четырехтактном примере видны практически все элементы фактуры. В первой строчке записана мелодия с подголоском. Второй (нижний) голос называется подголоском потому, что не несет самостоятельного мелодического материала. Мелодия может сопровождаться и вполне самостоятельными, равноправными подголосками.

Следующие три строки представляют собой простейший вид аккомпанемента:

  • вторая строка — гармоническая фигурация;
  • третья строка — педаль;
  • четвертая строка — бас.

Конечно, данный пример достаточно прост, каждый его элемент может быть изложен в гораздо более сложной фактуре. К примеру, в аккомпанементе гармоническая фигурация может быть многоголосной и содержать в себе элементы ритмической фигурации. Педаль может быть изложена не просто протянутыми аккордами, а быть подголосочного строения или носить полифонический характер. Бас, в свою очередь, тоже может иметь сложную структуру — бас как гармоническая или ритмическая фигурация или одновременно и то и другое.

Ниже приведены несколько технических правил, рекомендаций, которые помогут вам избежать некоторых явных ошибок при аранжировке музыкального материала.

  • Определите инструмент солирующей партии.
  • Определите состав аккомпанирующих инструментов.
  • Если это эстрадная песня, запишите варианты гармонического изложения рефренов (цифровку).
  • Попробуйте записать линию баса и ударных инструментов (пока схематически), чтобы остановиться на каком-либо ритмическом рисунке.
  • Определите места, где будет включаться и выключаться педаль.
  • Определите места, где может понадобиться гармоническая или ритмическая фигурация.
  • Определите места, где могут понадобиться вставки или связующие обороты, для поддержки солирующего инструмента. Особенно это важно для вокальных произведений.
  • Зафиксируйте все вышесказанное.

Более подробно различные вопросы аранжировки будут рассмотрены в последующих главах книги. На данном моменте изучения аранжировки воспользуйтесь пьесами из приложения 2.

Назад Начало Вперед