Равномерное
чередование сильных и слабых долей называется метр.
Сильная
доля — это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.
Существуют
простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные.
Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер
— одну сильную и две слабые.
Сложные
метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр
и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.10).
Рис.
1.10. Сложный пятидольный метр
Расстояние
от одной сильной доли до другой называется тактом и в нотном письме обозначается
тактовой чертой, в дальнейшем границу такта (тактовую черту) мы будем обозначать
значком "|". В случае со сложным метром вторая сильная доля считается
относительно сильной.
Ритм
образуется от деления сильных и слабых долей на равные или неравные части (рис.
1.11).
Рис.
1.11. Различные ритмические рисунки
Тактовый
размер обозначается двумя цифрами при ключе после знаков альтерации, одна над
другой (рис. 1.12).
Рис.
1.12. Тактовый размер
Верхняя
цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — длительность каждой доли.
Синкопа
— это смещение акцента (ударения) с сильной доли на слабую долю (рис. 1.13).
Рис.
1.13. Синкопа
Темп
— скорость движения в музыке. Он является в музыке одним из средств выразительности,
зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности.
Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины (в основном,
на итальянском языке) или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей
должно прозвучать в минуту (рис. 1.14).
Медленные темпы:
Рис.
1.14. Обозначение темпа
Умеренные
темпы:
Быстрые
темпы:
Для
уточнения оттенков движения при отклонении от основного темпа применяются дополнительные
обозначения: