Ряд
звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях, называется
звукорядом, а каждый звук в отдельности — ступенью звукоряда. В
музыкальной практике, в основном, используются 88 звуков, различаемых по высоте.
Частотные характеристики этих звуков лежат в диапазоне от 16 до 5000 Гц, что
соответствует на фортепиано диапазону от ля субконтроктавы до ре пятой октавы.
Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий: До, Ре,
Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и они соответствуют белым клавишам на фортепиано. Эти
семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд, связано
это с тем, что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте,
Современный
музыкальный строй выстраивается от ноты Ля первой октавы, настроенной на частоту
440 Гц.
Каждая
октава делится на 12 равных частей, называемых полутонами. Такой строй
называется темперированным. Полутон является самым узким расстоянием
между двумя соседними звуками музыкального звукоряда. Расстояние, образованное
двумя полутонами, называется целым тоном.
Каждая
основная ступень может быть повышена или понижена. Вновь полученные ступени
называются производными ступенями.
Именно
поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней. Повышение
основной ступени на полтона называется диез и обозначается #, понижение
— бемоль (обозначение — Ь). Например: До-диез, Си-бемоль и т.
д. Возможно повышение и понижение основных ступеней на два полутона, производные
ступени будут обозначаться как дубль-диез-х, или дубль-бемоль-bb соответственно.
Процесс повышения или понижения основных ступеней называется альтерацией.
Бекар — еще один знак альтерации, который означает отмену действия предыдущего
знака альтерации. Знаки альтерации могут быть случайными и ключевыми.
Случайные знаки пишутся непосредственно перед нотой и действуют только на
данный звук на протяжении одного такта. Ключевые знаки выставляются справа от
ключа и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.
Так как любая основная ступень может быть повышена или понижена, возникает ситуация, когда различно названные производные ступени будут иметь одну и ту же высоту. Равенство ступеней, имеющих одну высоту, но различающихся по названию и обозначению, называется энгармонизм. Например: До-диез и Ре-бемоль. Можно сказать, что эти звуки энгармонически равны.