Основы компьютерной музыки



1.13. Задержание, органный пункт



Простейшее задержание образуется от продления или повторения предыдущего аккордового звука в том же голосе (рис. 1.80).

Рис. 1.80. Задержание

Задержания бывают двойные, тройные, четверные и иногда имеют нетерцовое строение.

На рис. 1.81 приведен пример различных видов задержания.

Рис. 1.81. Задержания

Органным пунктом, или педалью, называется звук, выдерживаемый или повторяемый в басу, в то время как в остальных голосах происходит последовательность различных гармоний. Органный пункт превращает басовый голос в самостоятельный. Как правило, применяются два основных вида органного пункта — тонический и доминантовый. Органный пункт можно рассматривать как расширение и усложнение определенной гармонической функции.

Органный пункт на тонике способствует утверждению тонической функции и, как правило, применяется в конце музыкального построения (рис. 1.82).

Рис. 1.82. Тонический органный пункт

Доминантовый органный пункт служит расширением доминанты и применяется, в основном, там, где надо усилить доминантовую функцию или сконцентрировать большую неустойчивость (рис. 1.83).

Рис. 1.83. Доминантовый органный пункт

Органный пункт может состоять и из большего количества звуков. Но чаще всего это сочетание тонической и доминантовой функций (рис. 1.84).

Рис. 1.84. Многоголосный органный пункт

Органный пункт может быть представлен в различной ритмической фигурации (рис. 1.85).

Рис. 1.85. Органный пункт в виде ритмической фигурации

Также органный пункт может создаваться чередованием основного тона с его вспомогательным звуком, что называется мелодической фигурацией (рис. 1.86).

Рис. 1.86. Органный пункт в виде мелодической фигурации

Назад Начало Вперед