Простейшее
задержание образуется от продления или повторения предыдущего аккордового звука
в том же голосе (рис. 1.80).
Рис.
1.80. Задержание
Задержания
бывают двойные, тройные, четверные и иногда имеют нетерцовое строение.
На
рис. 1.81 приведен пример различных видов задержания.
Рис.
1.81. Задержания
Органным
пунктом, или педалью, называется звук, выдерживаемый или повторяемый
в басу, в то время как в остальных голосах происходит последовательность различных
гармоний. Органный пункт превращает басовый голос в самостоятельный. Как правило,
применяются два основных вида органного пункта — тонический и доминантовый.
Органный пункт можно рассматривать как расширение и усложнение определенной
гармонической функции.
Органный
пункт на тонике способствует утверждению тонической функции и, как правило,
применяется в конце музыкального построения (рис. 1.82).
Рис.
1.82. Тонический органный пункт
Доминантовый
органный пункт служит расширением доминанты и применяется, в основном, там,
где надо усилить доминантовую функцию или сконцентрировать большую неустойчивость
(рис. 1.83).
Рис.
1.83. Доминантовый органный пункт
Органный
пункт может состоять и из большего количества звуков. Но чаще всего это сочетание
тонической и доминантовой функций (рис. 1.84).
Рис.
1.84. Многоголосный органный пункт
Органный
пункт может быть представлен в различной ритмической фигурации (рис. 1.85).
Рис.
1.85. Органный пункт в виде ритмической фигурации
Также
органный пункт может создаваться чередованием основного тона с его вспомогательным
звуком, что называется мелодической фигурацией (рис. 1.86).
Рис. 1.86. Органный пункт в виде мелодической фигурации