Все
вышеперечисленные аккорды могут быть альтерированными, т. е. в этих аккордах
может быть изменена любая ступень на хроматический полутон вверх или вниз, за
исключением примы и терции в тоническом трезвучии и примы в субдоминанте и доминанте.
Альтерация в аккордах служит для усиления ладовых тяготений или придания особого
колорита музыкальному эпизоду. Так, например, в джазовых композициях очень редко
применяются простые трезвучия и септаккорды, часто в качестве ладового центра
применяется большой мажорный септаккорд — maj7.
Проходящими
Рис.
1.76. Проходящие звуки
Проходящие
звуки могут появляться не только поочередно в разных голосах, но и одновременно
в двух, трех или четырех. При этом нежелательно, чтобы движение осуществлялось
параллельными квинтами или трезвучиями. Четверные проходящие звуки образуются
от параллельного движения трех звуков в одном направлении и баса в противоположном
(рис. 1.77).
Рис.
1.77. Параллельные проходящие звуки
Проходящими
звуками могут быть не только аккорды терцового строения, но и любого другого
(рис. 1.78).
Рис.
1.78. Проходящие звуки нетерцового строения
Вспомогательным
называется звук, помещенный между основным аккордовым звуком и его повторением
и находящийся выше или ниже основного на одну ступень. Так же как и проходящие,
вспомогательные звуки могут быть двойными, тройными и четверными (рис. 1.79).
Рис. 1.79. Вспомогательные звуки