Основы компьютерной музыки

         

Глава 1.11. Главные септаккорды, доминантсептаккорд D7



Доминантсептаккордом называется септаккорд, который построен на V ступени лада и принадлежит к наиболее употребительным диссонирующим аккордам.

Доминантсептаккорд употребляется как в полном, так и в неполном виде.

Неполный доминантсептаккорд — это септаккорд с пропущенной квинтой и удвоенной примой (рис. 1.66).


Рис. 1.66. Неполный доминантсептаккорд

Перед D7 может быть любой аккорд (рис. 1.67). Разрешение D7. может применяться как в половинных, так и в полных каденциях:

  • S - D7. - Т;
  • S6 - D7. - Т;
  • К64 _ D7. - Т;
  • S- D7;
  • S - К64 _ D7 - Т;
  • Т - D7.

Рис. 1.67. Разрешение доминантсептаккорда. D7 имеет три обращения (рис. 1.68):

Рис. 1.68. Обращения доминантсептаккорда первое обращение квинтсекстаккорд — D56 (рис. 1.69);

Рис. 1.69. Квинтсекстаккорд

  • второе обращение терцквартаккорд — D34 (рис. 1.70);

Рис. 1.70. Терцквартаккорд

  • третье обращение секундаккорд — D2 (рис. 1.71).

Рис. 1.71. Секундаккорд

Обращения D7 применяются обычно полными и разрешаются в тонику на основе ладовых тяготений, т. е. неустойчивые звуки в устойчивые (рис. 1.72).

Рис. 1.72. Разрешение обращений доминантсептаккорда

Как уже говорилось выше, направление движения гармонического развития определяется формулой Т - S — D — Т. Эта формула охватывает все важнейшие гармонические сочетания. Любая функция этой формулы может быть представлена не только главным трезвучием группы, но и любым побочным аккордом. Можно составить таблицу основных групп аккордов (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Основные группы аккордов

Название группы

Аккорды, входящие в группу

Тоническая (Т)

Субдоминантовая (S)

Доминантовая (D)

Т, III, VI, их септаккорды и обращения

S, II, VI, их септаккорды и обращения

D, VII, III, их септаккорды и обращения

В эти три группы также входят альтерированные аккорды. Наиболее часто, кроме основных аккордов группы, применяется в тонической группе трезвучие VI ступени, которое является временным замещением тоники и предполагает дальнейшее развитие музыкальной мысли. Серединный каданс, заканчивающийся VI ступенью, называется прерванным (рис. 1.73).

В субдоминантовой группе наиболее часто применяются II6, II7, усиливающие субдоминантовую функцию или заменяющие S-трезвучие в основном виде (рис. 1.74).

В доминантовой группе наибольшее распространение получил аккорд VII7, обладающий значительным напряжением (рис. 1.75).

Все вышеперечисленные септаккорды называются главными. Применение полной функциональной системы вносит большое разнообразие в состав гармонических оборотов и каденций, т. к. каждая функция может быть представлена любым аккордом своей группы.

Рис. 1.73. Тоническая группа аккордов

Рис. 1.74. Субдоминантовая группа аккордов

Рис. 1.75. Доминантовая группа аккордов

Например, автентические обороты: Т — D — Т; Т — D7 — Т.

Содержание раздела