Доминантсептаккордом
называется септаккорд, который построен на V ступени лада и принадлежит
к наиболее употребительным диссонирующим аккордам.
Доминантсептаккорд
употребляется как в полном, так и в неполном виде.
Неполный
доминантсептаккорд — это септаккорд с пропущенной квинтой и удвоенной примой
(рис. 1.66).
Рис.
1.66. Неполный доминантсептаккорд
Перед
D7 может быть любой аккорд (рис. 1.67). Разрешение D7.
может применяться как в половинных, так и в полных каденциях:
Рис.
1.67. Разрешение доминантсептаккорда. D7 имеет три обращения
(рис. 1.68):
Рис.
1.68. Обращения доминантсептаккорда первое обращение квинтсекстаккорд —
D56 (рис. 1.69);
Рис. 1.69. Квинтсекстаккорд
Рис.
1.70. Терцквартаккорд
Рис.
1.71. Секундаккорд
Обращения
D7 применяются обычно полными и разрешаются в тонику на основе ладовых тяготений,
т. е. неустойчивые звуки в устойчивые (рис. 1.72).
Рис.
1.72. Разрешение обращений доминантсептаккорда
Как
уже говорилось выше, направление движения гармонического развития определяется
формулой Т - S — D — Т. Эта формула охватывает все важнейшие гармонические сочетания.
Любая функция этой формулы может быть представлена не только главным трезвучием
группы, но и любым побочным аккордом. Можно составить таблицу основных групп
аккордов (табл. 1.3).
Таблица
1.3. Основные группы аккордов
Название
группы |
Аккорды,
входящие в группу |
||
Тоническая
(Т) Субдоминантовая
(S) Доминантовая
(D) |
Т, III,
VI, их септаккорды и обращения S, II,
VI, их септаккорды и обращения D, VII,
III, их септаккорды и обращения |
||
В
эти три группы также входят альтерированные аккорды. Наиболее часто, кроме основных
аккордов группы, применяется в тонической группе трезвучие VI ступени, которое
является временным замещением тоники и предполагает дальнейшее развитие музыкальной
мысли. Серединный каданс, заканчивающийся VI ступенью, называется прерванным
(рис. 1.73).
В
субдоминантовой группе наиболее часто применяются II6, II7,
усиливающие субдоминантовую функцию или заменяющие S-трезвучие в основном виде
(рис. 1.74).
В
доминантовой группе наибольшее распространение получил аккорд VII7,
обладающий значительным напряжением (рис. 1.75).
Все
вышеперечисленные септаккорды называются главными. Применение полной
функциональной системы вносит большое разнообразие в состав гармонических оборотов
и каденций, т. к. каждая функция может быть представлена любым аккордом своей
группы.
Рис.
1.73. Тоническая группа аккордов
Рис.
1.74. Субдоминантовая группа аккордов
Рис.
1.75. Доминантовая группа аккордов
Например, автентические обороты: Т — D — Т; Т — D7 — Т.