В
музыкальной практике существуют различные способы изложения музыкальной мысли,
называемые музыкальным складом. Существует два основных склада:
Занимаясь
аранжировкой, мы чаще всего будем иметь дело с гомофонным складом изложения.
Одной из важных задач аранжировки является правильная гармонизация мелодии.
Практически любую мелодию можно гармонизовать трезвучиями главных ступеней.
Начинать гармонизацию следует с определения тональности мелодии. Внимательно
прослушайте мелодию и определите, в каком ладу она написана, грустно — минор,
весело — мажор, если в ней не встречаются случайные знаки, то это скорей всего
натуральный лад. Если при ключе не стоят знаки альтерации, то это могут быть
тональности До мажор или Ля минор. В данном случае — До мажор (рис. 1.59).
Рис.
1.59. Мелодия для гармонизации
Попробуем
теперь проанализировать возможные аккорды для сопровождения (см. рис. 1.59).
В
первом и во втором тактах звучат ноты соль и ми, которые являются квинтой и
терцией тонического трезвучия. Мелодия, как правило, начинается с тонической
функции, поэтому вы можете с уверенностью поставить под этими тактами аккорд
С. В следующем, третьем такте три из четырех звуков принадлежат функции доминанты,
хотя есть два звука (ре и фа), которые можно отнести и к субдоминанте. Можно
проверить на слух, что звучит лучше. Мы уверены, что вы остановитесь на доминанте.
Следующий, четвертый такт — однозначно тоника. Далее таким же способом анализируем
оставшиеся четыре такта. В результате у вас должна получиться следующая гармоническая
последовательность: Т — Т — D — Т — S — Т — D — Т или в буквенно-цифровом варианте:
С — С — G — С — F — С — G — С.
Очень
удобная форма изложения гармонической сетки — четырехголосная. Она произошла
от изложения голосов смешанного хора и записывается на двух нотных станах. Самый
нижний голос называется бас, далее вверх - тенор, альт, сопрано. Вот
пример вышесоставленной гармонической последовательности (рис. 1.60).
Рис.
1.60. Гармоническая последовательность
Для
гармонизации применяется тесное и широкое расположение аккордов.
При
тесном расположении интервалы между тремя верхними звуками не должны превышать
кварту. При широком расположении эти расстояния могут быть от квинты до октавы.
Предыдущий пример — узкое расположение аккордов (см. рис. 1.60).
Есть
два способа соединения аккордов: гармонический и мелодический.
Рис.
1.61. Гармоническое соединение аккордов
Рис.
1.62. Мелодическое соединение аккордов
Следует
запомнить еще некоторые правила гармонизации.
При
гармонизации очень часто используются перемещения аккордов. Перемещением
аккорда называется его повторение в измененном виде, т. е. изменение его
мелодического положения (рис. 1.63).
Рис.
1.63. Перемещение аккордов
Перемещение
аккордов применяется для удобства голосоведения и разнообразия мелодической
линии.
Любое
музыкальное произведение развертывается во времени и представляет собой нечто
единое по мысли и целое по форме, но вместе с тем оно расчленяется на отдельные
составляющие (разделы). Такие составляющие отделяются друг от друга цезурами.
Цезура — момент, отделяющий конец одного построения от начала другого.
Простейшее построение, несущее в себе лишь одну мысль (тему), называется периодом.
Период, как правило, делится на два равных построения, называемых предложением.
Каждое предложение и в итоге период заканчиваются определенным гармоническим
оборотом, который называется каденцией или кадансом. По своему
месторасположению кадансы бывают серединными и заключительными. Обычно серединные
кадансы заканчиваются на неустойчивой функции S или D и тем самым обеспечивают
связь между предложениями. Второе предложение, как правило, заканчивается тоникой.
Каденции,
заканчивающиеся неустойчивым аккордом, называются половинными и бывают
двух видов:
Каденции, заканчивающиеся устойчивым аккордом, имеют три разновидности:
В кадансах очень
часто доминанта появляется после аккорда, называемого кадансовым квартсекстаккордом.
Кадансовый квартсекстаккорд есть не что иное, как второе обращение тонического
трезвучия. Обозначается — К64
Кадансовый
квартсекстаккорд оттягивает появление доминанты, т. е. является, по сути, задержанием,
в нем удваивается бас (рис. 1.64).
Рис.
1.64. Кадансовый квартсекстаккорд
Использование
секстаккордов в гармонизации: в секстаккордах удваивается или основной тон,
или квинта. Секстаккорды по своей природе менее устойчивы, чем основные трезвучия,
поэтому они используются для придания большей текучести изложения. При соединении
секстаккордов необходимо следить за голосоведением, не желательно движение параллельными
октавами и квинтами (рис. 1.65).
Рис. 1.65. Параллельные октавы и квинты