Технология создания 3D звука

         

Впечатления от просмотра DVD



Впечатления от просмотра DVD

Итак, впереди у нас с вами самое главное тестирование. А именно, использование несомненно интересной и полезной возможности карты по воспроизведению 6-ти каналов звуковой DVD дорожки. С каких позиций стоит вообще рассматривать эту возможность? Только лишь как недорогое средство получения полноценного Dolby Digital 5.1, если уже на то имеются все (ну или почти все) остальные компоненты - акустика и усилители. Например, в составе продвинутого аудио комплекса. Думаю, в нашей стране это придётся очень кстати - ведь у многих, возможно, накопились как несколько усилителей, так и набор довольно неплохих (за свои деньги) по звучанию советских систем (а часто и существенно доведённых умельцами до ума). Ну а паять и экспериментировать с различными вариантами расстановок и компоновок своей системы - это тоже, в некотором роде, излюбленное занятие настоящего аудиофила. Конечно, это не есть альтернатива самому захудалому DVD-комплексу с ресивером и набором акустики от $1000. Но, скажем, с распространившимися в последнее время всевозможными пластмассовыми наборами компьютерных недо-колоночек (или пере-наушников?) может поспорить как по качеству, так и по цене. Против дорогих вариантов есть и такие весомые аргументы, как физическая невозможность раскрытия потенциала хороших комплектов акустики по причине убогих акустических качеств наших с вами каморок - ну посудите сами, где взять отдельную комнату 5х4 метра, свободную от мебели и со специальной отделкой? А задвинуть колонки в 4 угла комнатушки, заваленной всяким барахлом, сесть в "эпицентр" стоячих волн и что-то там потом рассуждать о неповторимых звуковых эффектах - просто откровенная глупость, притом за свои же кровные деньги.

В общем, я думаю, будет интереснее рассмотреть довольно недорогие варианты построения таких комплексов. В нашем случае, из подручных материалов была собрана система "заДОЛБИм 5.1 по-русски".

Роли исполняли. Акустика:

  • Фронт - Radiotechnika S-90F (25 - 25000 Гц, 90 Вт);
  • Тыл - Radiotechnika S-30B (50 - 20000 Гц, 30 Вт);
  • Центральный канал - B&W CC'3 (80 - 20000 Гц, 50Вт);
  • Импровизированный сабвуфер - из колонки Эстония АС-021 (30 - 20000 Гц, 30 Вт).

Пару комментариев. В качестве фронта и тыла здесь значатся весьма удачные для совковой промышленности колонки. По многим отзывам, лучшие в своих сериях. Поясняю для юных обладателей 1000-Ваттных спикеров за $10: указанная мощность, как и у всей советской техники, паспортная (PHC), и не имеет ничего общего с ужасной пиковой (PMPO) или среднеквадратичной (RMS). Центральный канал, правда, затесался-таки "забугорный". Дело в том, что готовых русских аналогов, насколько мне известно, для центра подобрать трудно. Ну, исключая, может быть, абонентскую радиоточку (шутка). С сабвуфером несколько сложнее. В принципе, можно сделать так. Взять одну колонку побольше - S50, S90 - открыть её и подключить только НЧ-динамик. Если подойти более серьёзно, то можно заново спроектировать корпус для саба и центра, и пустить НЧ на первый, а СЧ+ВЧ на второй из них (при этом, желательно бы рассчитать и соорудить соответствующие фильтры). В общем, здесь есть масса интересных вариантов для творчества. На "более серьёзно", к сожалению, было мало времени, и пришлось ограничиться несерьёзным вариантом. Собственно, Эстония не слишком хорошая колонка сама по себе, но на басы в моменты разгара спецэффектов её вполне хватало.

Усилительная часть: фронт, предусилитель Technics SU-C800U:

  • THD, max 20 Гц - 20 кГц: 0,01%
  • FR: 3 Гц - 80 кГц (+0 дБ, -3 дБ)
  • SNR: 90 дБ

усилитель мощности Technics SE-A800S:

  • долговременная мощность: 2 х 55 Вт (8 Ом)
  • THD: 0,01% (8 Ом)
  • IMD: 0,007% (8 Ом)
  • FR1: 5 Гц - 70 кГц (+0 дБ, -3 дБ)
  • FR2: 20 Гц - 20 кГц (+0 дБ, -0.5дБ)
  • SNR: 95 дБ

Тыл, предусилитель Ода УП-102, мощник - Ода УМ-102. Для саба и центра использовался неизвестный старый переносной советский усилитель с отлетевшей маркировкой. Неудобство использования единого усилителя для центральных каналов заключается в невозможности раздельной коррекции тембров для левого и правого канала. А ведь им нужны совершенно противоположные частоты спектра. Один из выходов "для ленивых" в применении многополосного стерео эквалайзера, но это, пожалуй, будет слишком расточительно. Шнурки от усилков до акустики тянулись из многожильной меди диаметром от 3-х до 5 мм в зависимости от рейтинга и мощности колонки.

Вот такой вот компот у нас получился. Приличный здесь, конечно, только фронт. Он же и служит для повседневного музыкального прослушивания (я привёл его характеристики не для выпендрёжа - они понадобятся впоследствии). Всё остальное - довесок, и тянет где-то на $150-200. То есть как раз тот случай ценовой конкуренции с пластмассовым реквизитом из фильма-сказки про лилипутов. (Надеюсь, владельцы подобного чуда передовой западной технической мысли не обижаются).

Для просмотра были взяты два фильма, переполненные эффектами до отказа: "Крепкий орешек-3" и "Матрица". Звуковые дорожки обоих фильмов записаны в Dolby Digital 5.1 на русском и английском языках. Для качественного просмотра, естественно, годятся только английские варианты (не в упрёк будет довольно неплохим русским дубляжам). Мы сравнили звучание через 6 колонок через Санту и даунмиксинг на 4 колонки через Live! в самых насыщенных сценах фильмов. Я с самого начала относился скептически к нужности именно 6-ти колонок в домашних условиях (особенно с таким несерьёзным сабом). Однако пришлось изменить мнение на противоположное и признать, что подключение выделенных сабвуфера и центрального канала сильно улучшает восприятие фильма. Тут ещё дело и в том, что AC-3 - это алгоритм сжатия с потерями, то есть очень плохо переносит всяческие обработки, поэтому виртуализация средних каналов через фронтальные происходит с неизбежной деградацией качества. А субъективно более чистые верха у Санты (по сравнению с Лайвом) добавляют прозрачности и естественности спецэффектам.

Содержание раздела