Технология создания 3D звука

         

Установка



Установка

В комплекте с материнской платой идут драйвера под Win98 SE, WinME и Win2K. Причём самые интересные для нас драйвера звуковых устройств выполнены в виде WDM-драйверов.

Конфигурация тестового компьютера:

  • материнская плата Intel D815EFV;
  • процессор Intel P3-550E;
  • видеокарта GeForce2 MX;
  • звуковая плата EgoSys WaveTerminal 2496;
  • сетевая карта Realtek 8029.

Операционная система Win98SE rus 4.10.2222A, DirectX 8.0a rus.

По умолчанию автоинсталлятор от Intel устанавливает все необходимые патчи и сам автоматически перезагружает компьютер в процессе по мере необходимости, что очень приятно (не нужно сидеть и всё время тупо нажимать кнопку Далее). Однако после всех установок в системе стоит SoundMAX версии 2, несмотря на то, что на компакте имеется дистрибутив последней версии драйверов - SoundMAX3. После корректного удаления второй версии ставим третью:

После перезагрузки в системном трее появляется синенькая эмблемка Analog Devices:

После выбора верхнего пункта появляется панель управления многочисленными настройками SoundMAX 3.0:

Заметьте, для русскоязычной версии Windows все надписи выполнены на приличном русском. А ведь в природе ещё часто встречается "китайский русский". :)

Настройка динамиков позволяет выбрать три варианта: наушники, рядом расположенные стереоколонки, разнесённые на некоторое расстояние стереоколонки. Звуковые среды - это выбор типа среды окружения. Доступно свыше десятка пресетов. Виртуальное пространственное звучание - функция создания виртуальных источников в наушниках или колонках. Клик на картинку переносит нас на сайт Sensaura в виртуальный магазин, где можно купить этот апгрейд (предназначенный только для SonudMAX3!) или загрузить 31-дневную trial-версию. Чем я, собственно, не преминул воспользоваться (внимание, картинка - анимированный gif, для просмотра активируйте эту опцию в браузере):



Я скептически отнёсся к этой "феньке", так как сомневался в возможности создания чего-то, превосходящего по качеству даунмиксинг DolbyDigital 5.1 (или Dolby ProLogic) в стерео (или Dolby Surround). Хотя мне и понравилась фишка PowerDVD под названием Dolby Headphone. Итак, я загрузил свой любимый плеер PowerDVD, поставил в нём 6 каналов, в настройках панели активировал режим 2 колонки и в Headphone Theater тоже поставил пресет 2 колонки. Далее по ходу роликов с различными многоканальными дорожками - Matrix, The Mask of Zorro, Blade я экспериментировал попеременно со всеми вариантами вывода звука через 2 колонки. К моему удивлению, технология Headphone Theater от Sensaura оказалась самой качественной: во-первых, сохраняется если не позиционирование источников, то хотя бы объёмность звучания, во-вторых, не срезаются высокие частоты. При выбора пресета "наушники" даже была претензия на виртуализацию тыловых каналов. По крайней мере, звук был очень интересным и на порядок лучше всяких "расширений стереобаз" и всевозможных Dolby Surround-ов.

Для любителей настроек предусмотрены расширенные опции настройки виртуального театрального зала, в котором якобы проходит просмотр фильма. Да, тут точно есть где подвигать ручки! :)

Таким образом, обладатели стереоколонок, имея данную материнскую плату, получают с технологией Sensaura Headphone Theater некоторый дополнительный козырь, причем совершенно бесплатно в течение одного месяца.

Другой интересный и также платный апгрейд (но, увы, без trial-а) - технология Virtual Ear. Эта технология позволяет преодолеть всего 3 стандартных пресета на HRTF-фильтры (сразу вспоминается ценность показателя "средняя температура по больнице") и подстроить трехмерный звуковой движок под особенности строения собственных ушей.

Следующая вкладка также заинтересовала обилием настроек:

Вспоминаем спецификацию. Wavetable синтезатор 4 Мбайт DLS2, 128 GM-инструментов присутствует. И даже имеет специальный загрузчик MIDI+DLS2 файлов:

В комплекте с драйверами идут три демонстрационных файла с характерной для опытного слуха трекерной музыкой. Почему бы и нет? DLS2 - отличный формат для пользовательских семплов.

1024 MAXvoice программных голоса относятся как раз к этому синтезатору, а стандартный комплектный GM-банк в 4 Мбайта вполне приемлем. По крайней мере, он значительно лучше стандартного программного Microsoft DirectMusic синтезатора с 3 Мбайтами GS-семплов Sound Canvas от Roland.

360 XGlite-инструментов в 1,2 Мбайта понравились мне меньше. Вернее, попытка проиграть GM и XG-композиции выявила не очень удачные и сильно изменённые по сравнению с S-YXG50 голоса инструментов. Любителям XG MIDI, видимо, придётся поставить что-то из полноценных программных синтезаторов от Yamaha - 50-й или 100-й.

Звучание семплов также было протестировано на нескольких караоке-файлах. Где-то был лучше 4 Мбайта DLS2 GM-банк, где-то - S-YXG50. XGlite звучал невыразительно, да и качество микширования MIDI-каналов было несколько грязноватым. Однако на дешевой акустике велика вероятность этого не заметить. Так что будем считать это моими придирками, ибо линейный выход приготовил нам приятный сюрприз.



Содержание раздела