Итак, после длинной теоретической части, мы уже знаем (ну или смутно догадываемся), что качество звука определяет в основном кодек и его аналоговая обвязка на плате (главным образом линейные буферы, операционники и кондёры). Кодек, применённый на плате, оказался нашим старым знакомым - SigmaTel STAC9708. Ну что же, если этот кодек не побоялись поставить в Aureal SuperQuad Digital и недавно вышедший Creative SBLive! Platinum 5.1, то есть шанс, что звук, идущий с кодека, будет не слишком отличающимся от приведённых более дорогих звуковых карт (по крайней мере, того же порядка). Обвязочка кодека сделана по-минимуму, что сулит одновременно и свои плюсы, и свои минусы.
Приведу спектрограмму сравнения AOpen AW754 и моей референсной SBLive! Value 4830 (кодек Creative CT1297-TAT и Philips 1330A - фронт и тыл соответственно). Перезапись сигнала через микшер кодека. Синусоида в 15кГц@-3дБ была создана в SoundForge 4.5.
Из спектрограммы видно, что спектр шумов (noise floor) кодека у AOpen AW754 расположен совсем рядом со спектром шумов кодека Лайва, находящегося в режиме Digital Only (при подмешивании в сигнал псевдошумов).
Измерения с линейного выхода на линейный вход приводить не буду, так как входные характеристики АЦП зарубят довольно неплохой ЦАП. Судите сами, даже по спецификации, Signal-to-noise Ratio (EIAJ CP-307): D/A 85 dB A, A/D 75 dB A.
Слуховые тесты не выявили каких либо артифактов в звучании AW754. Хорошее звучание плата продемонстрировала на деревянных колонках Radiotechnika S-30B (30 Вт PHC на 8 Ом, 50-20000 Гц +-10 дБ) и усилителе ОДА-102 (двухблочный, транзисторный, 10 Вт). Если у Вас что-то похожее, ну или, по крайней мере, по звучанию не лучше, чем деревянные системы начального уровня, то эта карточка будет удачным и сбалансированным решением для Вас.
Дальнейшие тесты на ресивере Onkyo TX-DS484 (DD5.1, DTS, ЦАПы 24бит/96кГц, 5x75Вт PHC 6 Ом, 5Гц-100кГц +0..-3дБ) и английских Hi-End колонках JPW ML510i (2x75 Вт RMS, 6 Ом, 89 дБ/Вт на 1м, 60-22000Гц +-3дБ):
так же не выявили каких-либо сюрпризов. Оттенки звучания AW754 с линейного выхода были такими же тусклыми и плоскими, как и у большинства компьютерных звуковых карт (звук одновременно выводился с компьютера и в цифровом виде, для сравнения, при мгновенной коммутации источника сигнала с пульта ДУ на ресивере). Жаль, не удалось подать сигнал по цифре и оценить качество работы встроенного в 754-й чип аппаратного SRC. Это тем более обидно, смотря на обилие цифровых настроек в закладках.
В отличае от некоторых довольно именитых, но всё же странных производителей, AOpen догадалась снабдить своё изделие хотя бы ознакомительной версией WinDVD (по крайней мере так было у тестового экземпляра, а это вселяет надежду). Звуковая дорожка в фильмах DVD исправно декодировалась софтовыми плеерами WinDVD 2.2 и PowerDVD 3.0. К звуку, опять же, претензий не было. Но на сегодня, хотелось бы увидеть уже и 6-ти колоночные решения в этой ценовой категории.
Скажу пару слов ещё и об игровых возможностях карты. Мне, как и любому нормальному человеку совершенно всё равно, скольки битные кодеки стоят на карте, если она играет моно и шумит, или сколько DirectSound потоков поддерживает карта, если при этом звук похож на музыку из граммофона. Здесь же, качество трёхмерного звука в играх определялось лишь одним словом - Sensaura. Кто слышал, тот поймет, о чём я. Иные же будут тешить себя надеждами, что в дешёвом решении можно совместить все популярные 3D интерфейсы без потери производительности и качества. И мне, пока, нравится всего лишь одна игра годовалой давности, где EAX 1.0 через алгоритмы Sensaura классно себя проявляет и затыкает за пояс знаменитый A3D на Vortex2, с его так же недоделанной эмуляцией EAX. Игрушка называется Crusaders of Might& Magic (кстати, довольно бездарно и халявно выполненная по сути своей). Для того, чтобы насладиться трехмерными эффектами присутствия достаточно загрузить себе демку из Инэта этой проклонированной Diablo, но уже в 3D пространстве. Бедным обладателям же полной версии игры я советовал бы поскорее дойти до второго и третьего этапов, ибо только там начинается само хоть какое-то динамичное действо и возможность оценить технологию EAX в действии.
Про MIDI всё что можно, было уже сказано в предыдущей статье про AW744 (там даже есть файл, демонстрирующий технологию Sondius-XG в действии, написанный вашим покорным слугой). В комплекте с этой картой шли стандартные демонстрационные программы от Yamaha с коллекциями широко известных XG MIDI-файлов. Их также можно найти по адресу www.yamaha-xg.com. Сравнения звучания карт в MIDI (Yamaha&XG vs. Live&SF2 vs. Aureal&БольшойГлюк) вы могли уже прочитать, скачать и послушать в моей статье про SBLive! Platinum. Ещё раз подведу итог в оценке звучания XG MIDI в серии карт на базе YMF7x4. Очень классно для дома, для семьи (караоке, DOS-игры) и начинающих электронных музыкантов (можно вдоволь покрутить крутилки в разные стороны и, поиздевавшись над тембрами, попробовать "найти свой саунд").