Для тестов в играх были выбраны следующие современные шестиканальные звуковые карты:
Наименование карты | Звуковой чип | 3D Sound API | Драйвера |
Philips Seismic Edge | SSA7785 | QSound: EAX 2.0 | v 2.43 for Win98 |
Creative SBLive! 5.1 | EMU10K | Creative EAX 2.0 | Live!Ware5.1 с диска к Platinum 5.1 |
Genius SM Live 5.1 | FM801AU | QSound: EAX 1.0 | Genius 2.05F, Abit 2.05F |
Turtle Beach Santa Cruz | CS4630 | Sensaura: EAX 2.0 | v.4081 for Win98/WinME Turtle Beach |
Hercules Game Theater XP | CS4630 | Sensaura: EAX 2.0 | Hercules v 2.01 |
При этом было интересно посмотреть, насколько качественными могут быть в реальности алгоритмы QSound, если они воплощены в столь мощном DSP, каковым является звуковой чип Philips SSA7785.
Конфигурация тестового компьютера:
К слову, для тестов в разделе Мультимедиа был установлен довольно мощный компьютер. Приходится идти в ногу со временем: на момент написания статьи это типичный компьютер геймера (кроме, может, "офисной" видеокарты GF2 MX и минимального для сегодняшних игрушек объёма памяти). Старичок P3-733, верой и правдой служивший мне последние полтора года, ушёл на пенсию и отныне будет использоваться лишь для набивки текстов и плавания по интернету. Это не шутка: повышенный уровень шума, увеличенное тепловыделения и вибрация системного блока (весьма актуальные для современных компьютеров проблемы!) отнюдь не способствуют получению удовольствия от чтения материалов в интернете и к тому же отпугивают музу, изредка посещающую тупых технарей, пишущих статьи на нашем сайте. Однако вернёмся к нашим... гм... играм.
Чтобы исключить влияние библиотек одной карты на другую и любые нежелательные интерференционные эффекты, был создан чистый партишн с одной операционной системой и всеми установленными игрушками. Программой Norton Ghost раздел скидывался в имидж-файл и восстанавливался заново для каждой карты. На этот раз в компьютер устанавливалась одна единственная звуковая карта, затем на чистую систему ставились драйвера. Использовалась самая "игровая" на сегодня операционная система Win98SE + DirectX 8.0a. W2K, вероятно, будет применяться в тестах чуть позже. Видимо, в том светлом будущем, когда мне удастся достучаться до второго сервис-пака, а производители драйверов для звуковых карт освоят наконец эту "супер-надёжную" систему, и мой компьютер прекратит зависать и глючить в игрушках.
Для прослушивания звукового сопровождения были использованы следующие достаточно современные игры:
Все перечисленные игры относятся к жанру First либо Third Person Shooter. Выбор объясняется просто. Во-первых, в таких играх позиционирование источников, а также качество самого звука в большей степени влияет на игровую атмосферу, нежели в других жанрах. Во-вторых, именно эти игры пользуются сейчас наибольшей популярностью у игроманов. И в-третьих, разработчики этих игр имеют достаточно средств для того, чтобы привлечь к процессу создания своих шедевров грамотных специалистов по звуку.
Вот какие мысли возникли у нас после знакомства с каждой из вышеперечисленных карт: