Технология создания 3D звука




Технические особенности



Технические особенности

Начнем с MIDI-синтезатора. Разумеется, синтезатор соответствует спецификации XG, причем в ее самой продвинутой на момент написания статьи конфигурации. По реализации MIDI и эффектам SW1000XG соответствует известному тон - генератору MU100R. Генерация звука (по технологии AWM2) реализована на основе сэмплов, записанных в собственной памяти музыкальной карты. В технической спецификации на Ямаху количество инструментов (будем использовать этот термин) равно 1267, они размещены в 20 (!) МБайтах ROM. Здесь любознательные читатели разделятся на два лагеря: на первых произведет впечатление цифра 1267, а вторые постараются прикинуть качество реализации MIDI звуков поделив количество инструментов на объем занимаемой ими памяти. Необходимо пояснить: реальных инструментов (тембров, голосов) значительно меньше. Многие, по-разному обозначенные инструменты, звучат одинаково или почти одинаково, отличаясь, например, другими параметрами атаки/затухания звука, установками хоруса и пр. Многие инструменты получены путем смешения уже существующих. Субъективно по-разному звучащих инструментов (имеются в виду мелодические, без ударных) можно насчитать приблизительно 600. Количество используемых сэмплов подсчитать трудно, т.к. режимы микширования и разнообразные эффекты меняют звуки неузнаваемо. Но сэмплов определенно меньше 500. Впрочем, с точки зрения музыканта, это не так важно - количество инструментов так велико, что их трудно все перебрать и запомнить. Подробное ознакомление со спецификацией XG и ее реализациями выходит за рамки этой статьи, поэтому прервем эту увлекательную тему.

Кроме мелодических, имеются наборы ударных. В режиме XG их целых 36, подобранных под разные стили музыки (Jungle Kit, Jazz Kit, Techno Kit, Rock Kit и пр.). Встречаются и экзотические (SFX Kit), но они по существу являются наборами эффектов. Вообще эффекты (дикий смех, собаки, пузырьки и т.д.), типичные для XG режима вряд ли можно использовать для серьезной работы, разве что с экстремальными искажениями - уж очень быстро приедаются.

Yamaha SW1000XG позволяет использовать не шестнадцать обычных MIDI-каналов, а тридцать два. Реализовано это просто: в используемом секвенсоре выбираются два идентичных синтезатора SW1000 #1 Synthesizer и SW1000 #2 Synthesizer, у каждого 16 каналов - вместе 32. Количество одновременно звучащих нот - максимум 64, но необходимо учитывать, что многие инструменты реально состоят из двух голосов, поэтому полифония может равняться и тридцати двум одновременно звучащим нотам.

Благодаря тому, что по спецификации XG все инструменты имеют эталонный тембральный состав, MIDI-файлы, подготовленные на звуковых картах за 15 долларов, не хуже звучат и на нашей модели :) Иначе говоря, соблюдается совместимость снизу вверх, что, несомненно, обрадует начинающих музыкантов.

Перейдем к эффектам. Немного истории. Первые "музыкальные" карты не имели даже реверберации. Затем с развитием элементной базы на выходе звука аудиокарт стали ставить блоки реверберации и хоруса, уровень и тип (если его можно было выбрать) которых регулировался сразу для всех MIDI-каналов одновременно. Затем ввели по канальное регулирование эффектов. Очень неплохие для своего времени музыкальные карты Yamaha DB50XG и SW60XG имели уже три блока эффектов, один из которых мог назначаться на выбранный эксклюзивный канал. Так вот, создатели SW1000 включили в свое детище шесть независимых эффект-процессоров. Два из них - это обычные реверберация и хорус, действующие на все MIDI-каналы с раздельной регулировкой уровня по каналам. Три других блока (Вариация (Variation), Вставка 1(Insertion 1), Вставка 2 (Insertion 2) ) независимо друг от друга назначаются на один любой MIDI-канал. Последний - пяти-полосный эквалайзер стоит на выходе и, следовательно, влияет на звучание карты в целом. Количество типов эффектов для разных блоков различно: реверберация - 12, хорус - 14, Вариация - 70, Вставка 1 и Вставка 2 по 43. Каждый эффект имеет множество регулируемых внутренних параметров (до 16), управляемых по MIDI в том числе и в реальном времени. DSP, реализующий эффекты имеет точность обработки 24 бита.

Благодаря качественным сэмплам и процессору эффектов звучание MIDI-синтезатора Ямахи оставляет великолепное впечатление, правда (к сожалению), к хорошему привыкаешь быстро и первые впечатления быстро забываются.

Перейдем к аналоговой части музыкальной карты. SW1000, как и любая универсальная аудиокарта, имеет каналы вывода звука. Иначе говоря, она воспроизводит типичные звуки Windows и может работать в играх. Здесь, однако, не стоит забывать, что предназначение карты не игровое, поэтому отсутствует аппаратная поддержка 3D аудио режимов. Но крутой геймер может не расстраиваться - SW1000XG без всяких конфликтов работает вместе с другими карточками. У меня, например, она прекрасно уживается вместе с Diamond MX300.

В отличие от большинства аудиокарт, Yamaha имеет не один, а целых шесть стерео каналов вывода звуков. Все они равнозначны и, при желании, могут расщепляться на монофонические каналы. С разными каналами удобно работать в секвенсорах, поддерживающих множество аудиодорожек. Не стоит забывать, что на аналоговую часть Ямахи можно назначить различные эффекты и, в том числе, на разные каналы назначить разные эффекты. Например, если на WAV-дорожке записан голос, то к нему можно подключить хорус, если рядом ударные, то реверберацию и т.п.

Параметры аудио следующие: разрядность 16/32 бита (запись и воспроизведение), частота дискретизации 8/11/22/44/48 кГц (воспроизведение) и 44.1 кГц (запись). На входе стоит аналого-цифровой преобразователь с разрядностью 20 бит (!), на выходе цифроаналоговый - 18 бит. Плата может работать в дуплексном режиме, т.е. одновременно на запись и воспроизведение. Производитель заявляет шум на не менее 94 дБ, но не стоит забывать, что SW1000XG эксплуатируется не на испытательном стенде, а в обычном компьютере, следовательно, реальные параметры шума выше. Для справки, у меня на запись в линейном режиме уровень шума на уровне 77 дБ, в то время как у MX300 этот показатель равен 64 дБ. Разумеется, на разных компьютерах эти значения меняются. Впрочем, не стоит параметрам шумности придавать большое значение - имеется цифровой выход и, самое главное, возможность "внутренней" записи без помех.









Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин