Технология создания 3D звука

         

Стандарты звуковой индустрии



Стандарты звуковой индустрии

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с понятием трехмерного звука, обязательным атрибутом которого являются многокомпонентные акустические системы и аппаратные средства, с помощью которых, соответственно, мы этот звук и получаем.

Аппаратные средства (звуковые карты) и акустика должны работать вместе в определенных режимах, которые регламентируют различные стандарты.

Чаще всего среди них называют Dolby Surround Pro Logic, Dolby Digital (AC3), EAX 1.0, 2.0, A3D.

Dolby Surround Pro Logic, Dolby Digital (AC3) чаще всего используют в киноиндустрии. Причем стандарт Dolby Surround Pro Logic является аналоговым, имеет 4 раздельных канала - два фронтальных, центр и тыл (общий, т.е. задние каналы работают как бы в монофоническом режиме). Сабвуфер (если он вообще есть) не является отдельным каналом, а воспроизводит низкие частоты фронтальных каналов. У Dolby Digital все совсем по-другому: стандарт полностью цифровой, имеет 6 независимых раздельных каналов (2 фронтальных, центральный, два тыловых и сабвуфер - канал для низких частот). Dolby Digital поддерживается картами Sound Blaster Live! 5.1, точнее, АС3-декодирование выполняется не аппаратно картой, а ее драйвером. Однако для пользователя в том нет никакой беды. К звуковым картам типа 5.1. можно подключать громкоговорители любых конфигураций (2, 4, 6, наушники), наилучший результат достигается, разумеется, при использовании акустических систем 5.1.

В играх используются EAX 1.0, 2.0, A3D 1.0, 2.0 (впрочем, в некоторых играх, таких как UT, может применяться и Dolby Surround Pro Logic). Если звуковые карты с этими стандартами на борту имеют только два фронтальных и два тыловых канала, то к ним подключаются четырехкомпонентные системы (а также 4.1-наборы).

Несколько дополнений. Существуют акустические системы с цифровыми входами и собственными декодерами. То есть с помощью обычной (не 5.1) звуковой платы, имеющей цифровой выход, мы можем получить 6-канальный звук в фильмах (пример такой системы - Cambridge SoundWorks DTT2500) или стереозвук в играх. Делается это следующим образом: в программном DVD-плеере выставляем режим отправки цифрового потока на S/PDIF Out. Карты серии Live! имеют многоканальные цифровые выходы, но для того, чтобы их использовать, требуются соответствующие наборы акустики с многоканальными цифровыми входами (Cambridge SoundWorks DTT3500). Это довольно дорогое удовольствие, и гораздо более выгодным вариантом в плане экономии денег является использование звуковой карты 5.1 с подключенным к ней акустическим комплексом 5.1 по аналогу. Допустим, у вас звуковая карта серии Live! 5.1 - она может обеспечить пятиканальный звук и при просмотре DVD, и в играх через свои многоканальные аналоговые выходы.

Рассмотрим в качестве примера карту Sound Blaster Live! Player 5.1:

Линейный выход 1 - передние колонки или наушники (светло-зеленый);

Линейный выход 2 - задние колонки(черный);

Комбинированный цифровой и аналоговый выход (оранжево-желтый);

Последний может работать в двух режимах: в цифровом (сигнал поступает на внешний DD-декодер или комплект акустических систем с цифровым входом и декодером) или аналоговом (на центральный канал и сабвуфер).

С подключением разобрались, перейдем непосредственно к рассмотрению продукта.



Содержание раздела