Технология создания 3D звука




Sound Blaster Live! 5.1



Sound Blaster Live! 5.1

Третье поколение Live! было названо неприметно, но с намёком: Sound Blaster Live! 5.1. Я уже писал в статье на эту тему (Звуковая карта SB Live! Platinum 5.1 от Creative), что благодаря избыточной функциональности, заложенной изначально, EMU10K оказался таким долгоиграющим чипом. Ещё раз повторюсь, у чипа имеются 4 (!) S/PDIF выхода, что теоретически позволяет реализовать на нём хоть 7.1-карту, не то что скромные 5.1. Platinum 5.1, кроме всего прочего, обзавёлся ИК-пультом ДУ, что меня совершенно искренне порадовало. В 2000-м году звуковая карта Live! Platinum 5.1 получила награду iXBT.com Лучшая звуковая карта года.

Кстати, анекдот из жизни. Самое типичное письмо года, приходящее на мою почту: "хай! Звуковая карта Theatre X-treme 5.1 от MediaForte (рекомендую сделать поиск по фразе: "Приколы нашего городка или многоканальный ликбез").

Качество цифрового звука Live! 5.1 по сравнению с Live! второго поколения выросло совсем неприметно, но и на том спасибо. А вот возможность наслаждаться 5.1-звуком в играх (где переработанные DirectSound3D драйвера обсчитывали и выдавали независимые 5 каналов на каждую колонку, основываясь на текущей игровой ситуации) и декодировать DolbyDigital 5.1 именно средствами самой карты - очень приятные вещи. Как реализовано декодирование (программно, аппаратно или программно-аппаратно) - вопрос тонкий и вообще для пользователя 25-й по значимости. Главное, что функция есть и она по крайней мере не хуже других возможных вариантов по качеству (как, например, чисто программная реализация декодирования в DVD-плеерах WinDVD и PowerDVD). 5.1-звук в играх и фильмах - на мой взгляд заслуживает того, чтобы сделать апгрейд с Live! до Live! 5.1. При этом даже не всегда обязательно покупать новую карту (фокус с перепрошивкой ППЗУ был подробно описан в другой нашей статье - Аппаратный апгрейд звуковой карты Live! до Live! 5.1).

Кстати говоря, на картах Live!5.1 цифровой выход ещё навороченнее, несмотря на то же самое название "Digital Out". Во-первых, функционально он совмещён с третьим аналоговым выходом центр/саб (режим работы "аналог или цифра" для этого выхода выставляется переключателем "Digital Ouput Only"). Во-вторых, сам разъём выполнен 4-контактным! Под стать ему 4-х контактный многоканальный цифровой вход Digital-DIN, скажем, у набора DTT3500. Я ещё раз подчёркиваю, что это даёт возможность передавать 6 несжатых PCM-потоков 16 бит 48 кГц, тем самым не теряя в качестве ни в одном режиме работы (фильмы, игры, музыка). Передача 6 декодированных каналов в фильме может пригодиться при желании прослушать в максимальном качестве звуковую дорожку в стандарте DTS при просмотре DVD-фильма, даже не имея на то специального аппаратного декодера (WinDVD 3.0 DTS edition, далее с Live!5.1 по цифре на 6-канальный 24/96 ЦАП в DTT3500 - и все дела! Не надо тратиться на DTS-декодер за безумные $150-200.) Таким же хитрым образом можно наслаждаться 6-канальным цифровым звуком в играх. Подключение по аналогу несколько уступает в качестве варианту с "цифрой", особенно на высоких частотах. Однако задачу поиска компромисса между ценой и качеством каждый решает для себя сам.

Проблема воспроизведения 44,1 кГц по цифровому выходу при фиксированном на 48 кГц формате данных у Live! - из области мозгового джиттера морально нестойких аудиофилов. Искажения присутствуют, однако их влияние не заметно на слух даже на довольно качественной аппаратуре, по крайней мере в категории Звуковая карта Nightingale PRO 6 от Zoltrix).

Думаю все уже поняли, что лекцию по "криэйтоведению" я могу читать часами и без остановок. Хорошо, хорошо, заканчиваю с мемуарами, перехожу к самому интересному. :)









Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин