Технология создания 3D звука

         

Сателлит



Сателлит

Габариты сателлита относительно небольшие и достигают 13 х 22 х 18 сантиметров. Снизу предусмотрены специальные резиновые ножки-прокладочки. Акустическим оформлением колонок является схема с фазоинвертором. Порт фазоинвертора выведен на заднюю панель. Диаметр отверстия равен 3 сантиметрам, длина трубы достигает 7 сантиметров. Чуть позже, с помощью измерений в RMAA, мы сможем узнать частоту настройки фазоинвертора. Корпус колонок изготовлен из фибролита. Толщина стенок сателлитов составляет 13 миллиметров.

Подключение колонок к усилителю, расположенному в корпусе сабвуфера, осуществляется посредством винтовых зажимов под оголенный провод. Длина комплектных проводов для подключения составляет 2 метра, диаметр составляет 1,5 миллиметра.

Соединение динамических головок осуществлено через кроссовер, выполненный из двух фильтров второго порядка. Пространство внутри корпуса заполнено синтепоном. Магнитные системы всех использующихся динамических головок имеют магнитное экранирование.

Очень приятно видеть в качестве твиттера применяемую шелковую пищалку. Во всех наборах компьютерной акустики подобного форм фактора, протестированных нами ранее, такого ещё не встречалось!

Мы уже не однократно говорили о применении в компьютерной акустике шелковых пищалок. Напомним, что перегрузочная способность шелковых пищалок несколько ниже, чем у майларовых, резиновых или выполненных из фольги. Однако отсутствие резонансов, высокая чувствительность, низкий уровень искажений и хорошая равномерность звукового поля делает использование купольных шелковых пищалок наиболее предпочтительным. Тем не менее надо помнить и о том, что качество шелковых пищалок может быть различным. А применение в акустике подобных твиттеров ещё не означает автоматическое превосходство в звучании. Просто значительно увеличивается шанс, что акустика будет играть качественно.

Диаметр тканевого купола твиттера составляет 2,5 сантиметра. Диффузор среднечастотной головки изготовлен из бумаги. Его диаметр составляет 8,5 сантиметров. Гибкий подвес выполнен из резиноподобного материала и тактильно немного жестковат.


Общий график АЧХ колонки A-H200

Как видно из измерений неравномерность АЧХ составляет +/-6 дБ в диапазоне частот 100 - 20 000 Гц. На средних частотах график АЧХ представляет собой достаточно ровную линию. Однако в районе 5 кГц наблюдается небольшой провал.


Графики АЧХ сателлита, измеренные на оси динамиков и
перед отверстием фазоинвертора

Судя по измерениям АЧХ перед отверстием фазоинвертора, низкие частоты начинаются у колонки примерно от 80 Гц. А фазоинвертор настроен на частоту около 130 Гц.



Для колонки подобных габаритов и среднечастотным динамиком данного размера такие показатели нижней границы АЧХ вполне очевидны. Однако стоит также учитывать, что в наборе применяется сабвуфер, с выведенным наружу диффузором НЧ-динамика и частично работающим в области средних частот.

Следующие измерения покажут нам, какое влияние оказывает на АЧХ динамиков применяемый в колонках кроссовер.


Графики АЧХ высокочастотной головки,
измеренные с фильтром и без него

Из измерений АЧХ отдельно твиттера, можно видеть, что провал в районе 5 кГц не является переходной зоной, а вызван характеристиками самой динамической головки. Применение фильтра второго порядка сглаживает подъем в АЧХ на 2 кГц и уменьшает частотный диапазон твиттера.


Графики АЧХ среднечастотника,
измеренные с фильтром и без него

Проведя аналогичные измерения со среднечастотным динамиком, мы можем видеть работу кроссовера и для среднечастотника. В этом случае фильтр подавляет частоты, начиная с 3 кГц на 6 - 15 дБ.

Таким образом, с помощью измерений АЧХ мы выяснили степень влияния кроссовера в колонках на общую неравномерность. Фильтры, как минимум, уменьшили вероятную неравномерность. Однако, как мы знаем, для качественного звучания ровной АЧХ недостаточно, наиболее важен низкий уровень искажений.

При измерении гармонических искажений (2+3 гармоники) в обзорах теперь будет использоваться наша собственная уникальная методика измерения искажений. Мы используем 200 плавно нарастающих некратных логарифмических синусоида фиксированной частоты. В отличие от традиционного параметра КГИ, подверженного влиянию отклонения амплитуды, мы измеряем нормированный уровень искажений. Как показала практика, это даёт более достоверный результат.


Спектрограммы гармонических искажений колонки A-H200

На измеренных спектрограммах искажений можно видеть достаточно низкий их уровень, в худшем случае не превышающий -40 дБ (1%).

Для более точного представления о характере искажений, ниже мы приводим спектрограммы искажений отдельно второй и третьей гармоники.


Спектрограммы 2 гармоники

Наиболее высокий уровень второй гармоники наблюдается лишь в районе 130 Гц. Однако это вполне закономерно, так как это частота настройки фазоинвертора. Не считая этого пика, амплитуда 2 гармоники во всем воспроизводимом диапазоне не более -48 дБ (0,5%).

Как вы знаете, вторая гармоника в характер звучания вносит тембральное искажение. Если быть точнее, при её высоком уровне амплитуды происходит неправильная передача тембра. Однако наиболее неприятна на слух третья гармоника, добавляющая различные паразитные призвуки.


Спектрограммы 3 гармоники

Глядя на измеренные спектрограммы, мы можем видеть, что основной вклад третьей гармоники в общее звучание является на высоких частотах в области 2 кГц. Как раз здесь её амплитуда и достигает -42 дБ.

Таким образом, судя по результатам наших измерений, сателлиты набора Microlab A-H200 для своего класса акустики имеют показательно низкий уровень искажений, в целом, составляющий не выше -42 дБ (1%) во всем диапазоне воспроизводимых частот.



Содержание раздела