Технология создания 3D звука

         

Приколы нашего городка или многоканальный ликбез



Приколы нашего городка или многоканальный ликбез

В последнее время на нашу "полевую почту" с полей сражения с компьютером и прочей аппаратурой поступает много писем от юных читателей. "Вот купил я 5.1 звуковую карту, а там столько выходов! Спасите! Куда мне сувать видак и какой программой делать Dolby звук, чтобы воспользоваться всей аппаратной мощью AC3?" - задают они свои животрепещущие вопросы. "А если я подключусь к цифровому выходу, то зачем мне 6 аналоговых - опять что-то впарили, гады! И как стерео может зажиматься в AC3 - на лету что-ли? Караул!!! " Пш-ш-ш-ш-с-с-с... (слышен свист закипающего чайника).

Естественно, каждый уверенный в себе боец, ещё даже не прошедший КМБ (курс молодого бойца), считает себя выше каких-либо факов (в смысле FAQ off). Поэтому в целях экономии единиц личного состава, рискующего пасть жертвой в неравной схватке с техникой, будем расставлять всё на свои места прямо в статье.

Итак, начинаем краткое изложение избранных глав Всемирной Истории Звука (продвинутым рекомендуется прочитать на нашем сайте статью Dolby Digital (AC-3), в которой LD необходимо в современном контексте понимать как DVD - его преемник).

Сначала был просто аналоговый звук. Потом он стал стерео. И утвердили этот стереозвук стандартом повсеместно. Потом были попытки сделать квадро. Но они оказались неудачными, ибо носители и воспроизводящие устройства не потянули из-за своей отстойности. И умер квадро, хотя до сих пор живет в умах людей как идея, не имеющая ничего общего с сегодняшними многоканальными стандартами звучания. Потом возникли огромные кинотеатры, в которых было много колонок, играющих одно и то же. Но вот явился к кинотеатральным воротилам добрый дяденька Долби (фамилия такая) и поведал им: "Я дам вам новый магический многоканальный звук без (или почти без) смены всего оборудования. Мы будем кодировать его в обычном стереоформате по моим магическим алгоритмам!" И понравилась та идея им, и расплодилось тогда множество аналоговых форматов окружающего звука (Dolby Stereo, Dolby Surround, Dolby Pro Logic), причём версии для бытовых музыкальных центров немного отличались от кинотеатральных.

Короче говоря, звук, закодированный перечисленными аналоговыми форматами, сохраняется и в цифровом виде. А при передаче на специальный декодер в стерео потоке (по цифре или по аналогу - без разницы) имеется возможность разложить его на задуманные 4, 4.1 или 5.1 каналы. Отдельного упоминания заслуживают цифровые многоканальные форматы (для желающих получить более подробную информацию по этой теме можно порекомендовать сайт DVD Demystified), в том числе Dolby Digital 5.1. Обычно в 384 кбит/с цифровом потоке AC3 закодировано 6 раздельных каналов по 64 кбит/с на каждый канал.

Сегодня пользователь приобретает фильмы для просмотра в своём домашнем кинотеатре в 3-х основных видах: на VHS-касете, на CD (MPEG-4) или на DVD (MPEG-2) дисках. На первых двух звук записан в стереоформате и может быть опционально закодирован в Dolby Pro Logic. В последнем случае для VHS кассеты и MPEG4 компакта необходим внешний аппаратный декодер, имеющий режим Dolby Pro Logic (все современные DD5.1 ресиверы и наборы компьютерной акустики со встроенным DD5.1 декодером имеют такой режим). Качество позиционирования звука в Dolby Pro Logic, к сожалению, оставляет желать лучшего. А на MPEG-4 дисках он обычно ещё и сжат в 128 кбит/с MP3 поток и к тому же сдобрен поверху кустарным дубляжем. О каком-то качественном позиционировании каналов при этом говорить не приходится вовсе. С приходом новых технологий наконец-то появилась возможность использовать по-настоящему многоканальный звук, самым массовым и распространённым форматом которого является Dolby Digital 5.1, ставший стандартом для фильмов на DVD дисках (музыка обычно идёт либо в PCM стерео 48 кГц, либо в DTS формате). Качество и позиционирование звука в Dolby Digital 5.1 на порядок выше, чем у Dolby Pro Logic.

Со звуковой дорожкой DVD фильма на компьютере можно сделать всего две вещи: либо подать её через цифровой S/PDIF выход звуковой карты (не DVD привода!) на внешний ресивер, либо раскодировать с помощью программного DVD плеера (PowerDVD, WinDVD и др.) и подать затем на 6 аналоговых выходов "5.1" звуковой карты.

Что даёт решение подключить звуковоспроизводящее оборудование "по цифре"? Прежде всего высокое качество. Вместо встроенных в карту дешёвых (хотя и неплохих) цифро-аналоговых преобразователей переводить сигнал из цифры в аналог будет более качественный преобразователь в ресивере. Передача цифрового сигнала происходит по электрическому коаксиальному (разъёмы "тюльпан" aka RCA) или оптическому (Toslink) проводам с использованием интерфейса S/PDIF. Он не требует применения специальных проводов для электрического подключения - подойдёт обычный от видеоаппаратуры. Для звуковых карт с цифровым выходом типа mini-jack понадобится распространённый аудиовидеошнур mini-jack на RCA-разъёмы. Цифровой сигнал по интерфейсу S/PDIF передаётся в виде данных и служебной информации. Последняя служит для синхронизации и сообщения декодеру о формате данных. Поэтому цифровой интерфейс может использоваться как для передачи обычного стерео PCM потока (возможно, с Dolby Pro Logic кодированием внутри), так и AC3, DTS, MPEG-2 audio и прочих форматов. Минусы этого решения: дополнительные затраты на декодер или ресивер, во-первых, и зачастую отказ от использования четырех- и шестиканального звука в играх, во-вторых (исключение составляет звуковая карта Live!, в которой предусмотрены вывод по цифре на раздельные ЦАП или кодирование 4-х своих каналов на лету в Dolby Pro Logic).

Решение подключить звуковую карту по 6-ти аналоговым выходам позволяет возложить работу по декодированию Dolby Digital 5.1 потока на центральный процессор (в семействе карт Live!5.1 это можно сделать двумя способами), а также сохранить возможность слушать игры с 3D звуком (DS3D, EAX, A3D) во всей их красе, не прибегая к дополнительным ухищрениям. Для озвучивания всех 6-ти каналов необходим соответствующий набор активной акустики: либо 3 стереоусилителя и 6 колонок, одна из которых будет сабвуфером, либо так называемый "Dolby Digital ready" ресивер, имеющий соответствующие входы и облегчённый как по цене, так и функционально (лишён DD5.1 декодера). Возможность декодирования дорожек DTS и прочих более экзотичных форматов с помощью программных плееров пока что отсутствует. Хотя теоретически ничто не мешает в новых версиях проигрывателей этой поддержкой обзавестись (весь вопрос лишь в выплате лицензионных отчислений).



Содержание раздела