Технология создания 3D звука

         

Предварительное сравнение



Предварительное сравнение

Обе композиции были закодированы разными способами. Как приблизительную оценку качества, я взял средний битрейт для всего файла. На этом этапе не проводилось тщательного прослушивания - результаты сжатия просто сравнивались друг с другом на слух без выявления малейших отличий.

Лирическое отступление

Очень многие считают, что именно битрейт (или средний битрейт) задает уровень качества для файлов mp3. Это не так: как уже было сказано выше, для разной музыки один и тот же битрейт даст разный уровень качества. Потому использовать битрейт в качестве оценки качества сжатия можно только при сравнении разных способов сжатия одного и того же материала. И то, из-за сложности процесса сжатия нет однозначного соответствия между шириной выходного потока и уровнем качества. Очевидно, что из двух потоков одинакового размера 1-й поток, содержащий сигнал с частотами не выше 18 кГц, содержит больше информации об исходном сигнале, нежели 2-й поток, содержащий сигнал с частотами вплоть до 21 кГц. Какой вариант покажется более качественным - 1-й с бОльшим количеством деталей или 2-й с высокими частотами - вопрос нетривиальный и не имеющий однозначного ответа.

У меня получились следующие результаты:

Параметры LAME Файл №1 Файл №2

--preset r3mix 155 170
--alt-preset standard -q0 185 186
--alt-preset standard 186 187
--alt-preset extreme 218 226
--alt-preset insane 320 320
--alt-preset 192 198 188
--abr 192 -q0 195 193

Последний вариант параметров - это тот режим, в котором я раньше кодировал музыку для себя (если по каким-то причинам не хотел купить или переписать Audio CD).

Оказалось, что результат, меня вполне устраивающий (не хуже --abr 192 -q0), можно получить в меньшем объеме: --alt-preset standard. Работает, правда, --alt-preset втрое дольше. Кстати, такой вариант уж точно даст качество выше CBR 192 kbps, который так популярен сегодня.

Интересно, что --abr 192 -q0 недостаточно гибок: использующий тот же режим ABR --alt-preset 192 давал в результате как больший, так и меньший битрейт. Это позволяет заподозрить режим --alt-preset в более аккуратном обращении с потоком битов.

Обращает на себя внимание то, что r3mix, как и --alt-preset fast, работает примерно вдвое быстрее, чем --alt-preset. (Это объясняется использованием нового алгоритма выбора битрейта в режиме VBR: этот алгортим пока недостаточно хорошо доведен и часто дает файлы чуть большего размера или чуть более низкого качества. Однако этот алгоритм работает примерно вдвое быстрее старого.)

Отмечу, что standard -q0 дает результат меньшего размера, чем standard (в котором применен noise shaping level 2, соответствует -q2, по идее - более низкий уровень качества). На слух разницы не слышно - слишком она мизерна. Это уменьшение размера означает только то, что при сжатии использовались разные алгоритмы noise shaping. Какой из файлов обладает более высоким качеством - тоже вопрос открытый. Эта ситуация служит отличной иллюстрацией тому факту, что не нужно тщательно проверенные альтернативные пресеты alt-preset дополнять своими значениями каких-либо параметров. Единственное, чего вы добьетесь наверняка - это собьете те настройки, которые так долго подбирали авторы LAME. Лучше получится результат или хуже - ответить сможет только прослушивание, которое вы вряд ли станете проводить. Даже использование таких значений параметров, которые теоретически должны только улучшить результат, может привести к неоднозначной ситуации. Пример приведен в начале абзаца: вроде качество запросили повыше, а результат получили поменьше (потенциально менее качественный).

Не дополняйте пресеты своими значениями параметров - результаты будут непредсказуемы. (Если же вы можете предсказать результат добавления своих параметров - что ж, вы знаете, что делаете. Вы также знаете, чем рискуете, и кто за это в ответе.)

Таким образом, при первом знакомстве качество результата, полученного с помощью alt-preset понравилось. Да и здравый смысл подсказывает, что работа тысяч людей должна была принести какой-то результат.



Содержание раздела