Технология создания 3D звука

         

Существующую ситуацию на рынке наборов



Предисловие

Существующую ситуацию на рынке наборов акустики для домашнего кинотеатра, ориентированных на компьютеры, до недавнего времени можно было назвать весьма странной. При выборе такого набора для покупки, у пользователя PC было три основных альтернативы (они описаны ниже в порядке увеличения стоимости).
Вариант первый: купить набор компьютерных пластмассовых звукоимитаторов за $100-250, с диаметром диффузоров 2-3 дюйма и мощностью 3-10 Ватт RMS на каждый спикер, плюс пластмассовый же сабвуфер с насверленными повсюду отверстиями для вентиляции - не лучший выбор акустического оформления низкочастотной системы (что, впрочем, оправдано наличием внутри ещё и усилительных блоков для всех подключаемых колоночек). В принципе, такой выбор вполне "покатит" для игр (в большей части которых частота семплирования звуковых эффектов редко бывает выше 22 кГц1) и просмотра DVD-фильмов с Dolby Digital 5.1, ну и тем более для MPEG-4 дисков. Но слушать музыку из такого инженерного чуда не представляется возможным вовсе. Нет, оно, конечно, там что-то даже играет, и непривередливый пользователь, не имеющий возможности сравнить такой саунд с чем-то более приличным, даже может остаться вполне доволен. Но... большинство людей всё-таки больше слушают музыку (радио, CD, mp3), реже - играют в игрушки, ещё реже - смотрят фильмы.
1 И это несмотря на надписи "44" или "48" внутри установок программ. Видимо сей тонкий расчёт вёлся с прицелом на наивных дудлов, всё ещё верящих, что виртуальная реальность существует даже на SoundBlaster Pro и ESS688. Но моё ухо не так то легко провести, и такие семплы, вытащенные "за уши" из 22-х или (хуже того) 11-ти кГц примитивным алгоритмом, звучат характерно убого. Плюс, сюда же добавляются жуткие искажения на высоких частотах, которые возникают от подобной передискретизации.
Вариант второй: соорудить себе набор из подручных средств, лишь добавив к качественному (уровня Hi-Fi) комплексу недостающие компоненты. Такой вариант в плане музыки более предпочтителен, чем первый, и уже был подробно описан в моей недавней статье про Санту Круз. Какие здесь основные минусы. Во-первых, загромождение компьютерного уголка аппаратурой и проводами. Во-вторых, возможно, необходимость покупки отдельного декодера DolbyDigital 5.1 и DTS. То есть, дополнительные затраты будут составлять от $200 до $600, в зависимости от Ваших запросов.
И, наконец, третий вариант для бескомпромиссных ценителей музыки. Подкопить деньжат и купить приличный начальный аудио комплекс для "некомпьютерного" домашнего кинотеатра. Обойдётся это вряд ли дешевле $1000. Я говорю это отнюдь не из теоретических соображений. Просто в последнее время мы с одним моим хорошим другом подыскивали ему приличный аудио-комплекс "кинотеатрального" направления, но без музыкальных компромиссов. Прикидывали так и эдак, рыскали по разным звукофильским конторам, слушали, иногда даже обсуждали с продавцами2 - дешевле $1600 получается какое-то убожество. Ну да ничего, друга такая цена вполне устраивала, и комплект мы всё-таки подобрали. А вот для уважаемых читателей вполне может оказаться совсем иначе.
В общем, рынок ждал какого-то компромисса между откровенно слабыми в плане музыкальности чисто компьютерными сопелками и кусающимися по ценам их большими братьями из аудиофильского мира Hi-Fi и Hi-End. И такая альтернатива становится реальностью. В данной статье речь пойдёт о двух наборах подобной акустики от пока ещё малоизвестной в России фирмы VideoLogic. Встречайте их - DigiTheatre и DigiTheatre DTS. Их цена, ориентировочно на конец 2000 года, составляет $400 и $650 соответственно.
2 Причём, обычно получался классный прикол. Продавцы, привыкшие подбирать акустику в основном под цвет интерьера для "увешанного голдой" клиента, просто "вскрывались" и падали в обморок, когда два пришедших ядрёных перца - то есть мы с приятелем - доставали принесённые с собой распечатки с сайтов изготовителей всех характеристик интересующей аппаратуры и, далее, во время прослушивания, просто убивали их наповал фразами типа "мда... явные неравномерности в АЧХ на высоких средних", "ну класс - для 64-х килобитного DolbyDigital да ещё и с LFE покупать саб за $10 000", "интересно, а в каком стандарте указана мощность этих колонок?". Бывшие в этот момент в салоне посетители сразу начинали интересоваться и задавать вопросы НАМ, видимо не слишком удовлетворённые ответами продавцов из серии анекдотов из жизни, над которыми хочется плакать: "Г-н продавец, вы мне не подскажите? Я что-то не пойму, а чем эта модель отличается от этой?" - "Ну вы чё, не видите - эта дороже, а значит КРУЧЕ!" и всё в таком роде. Есть, конечно, салоны где работают смышлёные ребята. Так ведь управляющему таким спецам надо платить нормальные деньги, а это, в конечном итоге, сказывается на цене приобретаемой клиентами аппаратуры. И, если бы моя зарплата была в разы выше цены подыскиваемого другу комплекта, я бы с радостью пошёл в приличный салон, и, даже ради приятного разговора с умными людьми, готов был бы переплатить на 10%-30% дороже среднего. Тем же, кто (как я) не имеет таких сверхприбылей и разбирается в аппаратуре лучше, чем услужливо несущий ересь продавец-консультант, имеет смысл делать покупки в недорогих, но стабильных фирмах. В свою очередь, непосвященным во все аудио тонкости людям я всегда советую не гнаться за дешевизной, мечась по рынкам, а лучше переплатить за консультацию у хорошего специалиста в приличном салоне, ибо скупой платит дважды. Так что, прекрасно представляя себе всю ситуацию, мы с приятелем пальцев не загибали, а лишь скромно просили поставить послушать на выбранной аппаратуре принесённую с собой на CD музыку и не мешать нам в прослушивании (а иногда и в обсуждении) своими "гениальными" доводами.

Содержание раздела