Технология создания 3D звука




Предисловие



Предисловие

Наверное, никого уже не удивишь звуковыми возможностями современных компьютеров. Ведение фонотеки на компьютере наряду с аудиокассетами и компакт-дисками стало для многих привычным делом. Сегодня даже школьники знают магический пароль, объединяющий многих людей, так или иначе связанных с компьютерами. Этот пароль состоит всего из трех символов: "M" "P" "3". Задумайтесь, сколько воспоминаний уже связано у вас с ними.

Многим известно, что представляют собой аудио компакт-диски с точки зрения простоты и лёгкости обращения. "Почему?" - спросите вы. Да потому что компакт-диск, как говорится, "и в Африке" компакт-диск. Если не принимать во внимание некоторые особенности считывания, он всегда и везде такой, каким его создали, то есть одинаковый. У него один и тот же жестко определенный формат, а качество звучания в основном зависит от звукозаписывающей студии и обычно на высоте. Удобно? Не спорю!

А что же с музыкой на компьютере? Формат записи PCM (импульсно-кодовая модуляция), принятый на CD-DA дисках, недостаточно компактен, чтобы его можно было использовать для хранения музыки на своем компьютере, и уж совершенно непригоден для обмена музыкой через Сеть. Поэтому разрабатываются и постоянно совершенствуются математически чрезвычайно сложные алгоритмы сжатия аудиоданных и форматы их хранения. Эти алгоритмы порой сильно отличаются по качеству звучания друг от друга. Перед многочисленными пользователями стоит постоянная проблема выбора: какой программой, по какому алгоритму и с какими параметрами кодировать свою любимую музыку?

Несмотря на то, что создано множество различных алгоритмов и форматов, абсолютным лидером на сегодняшний день является только один из них. Это формат сжатия MPEG 1.0 Audio Layer III, называемый в народе просто "MP3". Существует много программ-кодировщиков, позволяющих записывать музыку в этот формат. Каждая из таких программ обладает своими плюсами и минусами, в Сети можно найти большое количество тестирований и сравнений различных кодировщиков формата МР3. Общепризнанным лидером на сегодня считается LAME, бесплатный открытый проект, свободный от лицензионных ограничений.

Мы уже привыкли считать, что MP3 - это лучшее, MP3 - это на века. Однако прошло не так много времени с того момента, как у преобладающего формата сжатия аудио и кодировщика появился серьезный конкурент - совершенно новый формат и алгоритм Ogg Vorbis. Уже после выхода в конце лета 2000 года версии бета 3 этого кодировщика общественность стала к нему серьезно присматриваться, и выбрать "лучшее" стало очень сложно. И вот в начале 2001 года вышли сразу две новые версии: LAME 3.88 и Ogg Vorbis 1.0 Beta 4. Обе версии значительно отличаются от предыдущих, поэтому назрела необходимость сравнить их между собой, провести, так сказать, "очную ставку" двух форматов. Что и было проделано. Результат перед вами. Данная статья является логическим продолжением опубликованной на iXBT в декабре 2000 года моей статьи "Аудио компрессия для меломанов".









Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин