Технология создания 3D звука




Предисловие



Предисловие

В понимании большинства людей слово меломан чаще всего ассоциируется с человеком, не просто любящим и коллекционирующим музыку, а еще и ценящим качественную музыку, причем не только в художественно-эстетическом плане, но еще и качество записи самой фонограммы. Подумать только, еще несколько лет назад эталоном качества музыки считался аудио компакт диск, компьютер же даже в мечтах не мог конкурировать с качеством CD. Однако, время - большой шутник, и часто любит переворачивать все с ног на голову. Прошло, казалось бы, совсем немного времени, какой-то год или два и… всё, компакт диск на PC отступил на второй план. Не спрашивайте "почему?", Вы ведь сами знаете ответ на этот вопрос. Всему виною революция в мире звука на компьютере - аудио компрессия (здесь и далее под аудио компрессией подразумевается сжатие с потерями, для уменьшения размера аудио файла), которая позволила хранить музыку на жестком диске, много музыки! Более того, появилась возможность обмениваться ею через Интернет. Вышли новые звуковые карты, способные "выжать" чуть ли не студийное качество из, казалось бы, бесполезной в плане музыки "железки". Сегодня, имея даже не очень шустрый по производительности компьютер, купив звуковую карту Creative SoundBlaster Live! и вспомнив, что еще с советских времен имеется хороший усилитель и добротная акустика, Вы получите ни что иное, как музыкальный центр высокого качества, звучание которого уступает разве что очень дорогой аудио аппаратуре (средней или даже высшей Hi-Fi категории). Прибавьте к этому общедоступность музыкальных файлов, и Вы поймете, что у Вас в руках - сила. И тогда происходит переворот, и Вы понимаете, что компакт диск - это уже и не так удобно, завораживает Вас совсем другое - магические знаки "MP3". Вы не можете ни есть, ни спать - перед Вами неразрешимый на первый взгляд вопрос "курицы и яйца": чем "сжимать" и, самое главное, - как "сжимать"…

Вот в этом то я Вам и помогу. Данная статья - начало моей новой серии информационных материалов о музыке на компьютере. За год разработки OrlSoft MPeg eXtension и ведения обширной базы MP3 файлов у меня накопилось огромное количество исследований касательно аудио компрессии. Именно этими исследованиями я и постараюсь с вами поделиться. Про сжатие аудио написано немало статей разными уважаемыми авторами, поэтому я постараюсь не писать то, что Вы легко можете найти в других источниках информации. Мне хотелось бы просто и ясно изложить мою позицию по рассматриваемому вопросу. Не будем рассматривать аудио компрессию как средство максимально компактно разместить аудио информацию на своём винчестере (с целью записать столько-то там часов музыки). Да, компрессия позволяет записать музыку более компактно, но я ставлю целью минимальную потерю качества при переводе "чистого" аудио в компрессированное. Именно поэтому рассматриваются только высокие битрейты и кодеры, сжимающие качественно именно в этих режимах. Потом, с компрессированным аудио значительно удобнее работать - мгновенный доступ к любому треку любого альбома, удобный софт для воспроизведения. Ну и, разумеется, финансовый вопрос также не забыт.

Из существующих на сегодня форматов компрессии аудио заслуживающими внимания, на мой взгляд, являются три: MP3 (или MPEG-1 Audio Layer III), LQT (как представитель семейства MPEG-2 AAC / MPEG-4) и совершенно новый формат OGG (Ogg Vorbis), разрабатываемый группой энтузиастов:

  • На сегодняшний день MP3 - самый распространенный из них (в первую очередь потому, что он бесплатный). Напомню, что именно благодаря формату МР3 и произошло победоносное шествие сжатого аудио. Однако, как часто бывает с пионерами, он постепенно сдает позиции и уступает место более новым и качественным форматам.
  • Второй формат, LQT, является представителем нового направления алгоритмов аудио кодирования, представителем семейства AAC. Это достаточно качественный, но коммерческий и строго засекреченный формат.
  • OGG стал широко известен общественности этим летом и на данный момент бурно развивается, в скором времени (с релизом кодера и декодера) должен побить MP3 лучшим качеством звучания при меньшем объеме файлов.

Я не буду приводить здесь подробного описания технологий и форматов, Вы легко можете найти их самостоятельно. Будут только факты, выводы и рекомендации. Свои исследования отдельно по каждому формату я планирую изложить в отдельных статьях.









Начало  Назад  Вперед