Технология создания 3D звука




Описание DMX



Описание DMX

  • DSP Canyon3D (ES1970) имеет корпус типа TQFP, 100 pin
  • Мощность DSP: 500 MIPS,
  • Canyon3D работает с аудио данными при частоте дискретизации до 48 КГц и точностью 8/16 бит
  • На карте установлен чип AD1893 "SamplePort" от Analog Devices (подробнеее о нем ниже)
  • На карте установлено два двухканальных стерео кодека:
    • Внешний 18-битный AC'97 v.2.1 кодек от SigmaTel - STAC9704Т
      • 48 pin корпус TQFP
      • Динамический диапазон: 95 дБ
      • Соотношение сигнал/шум > 95 dB
      • Частота дискретизации: 48 kHz, full duplex
    • Внешний 16 битный DAC от Burr-Brown - PCM1725
      • 14 pin корпус
      • Динамический диапазон: 95 дБ
      • 8-ми кратный цифровой фильтр
      • Соотношение сигнал/шум: 97 dB
      • Частота дискретизации: от 16 kHz до 96 kHz
  • Воспроизведение звука через наушники, 2 или 4 активные колонки


Карта имеет следующие разъемы:

  • Внешние: два буферизованных линейных стерео выхода, к обоим допустимо подключение наушников (для этого есть возможность задействовать предусилитель), микрофонный и линейный входы - все типа mini-jack; MPU-401 MIDI/Game Port
  • Внутренние: Wavetable Xtension (Header), MPC3: CD1, CD2, AUX, TAD, Digital Xtension (для подключения дочерней карты), Radio Xtension (для подключения FM тюнера), все внешние разъемы типа mini-jack продублированы в виде внутренних штырьковых разъемов.

На дочерней плате есть:

  • внутренний разъем CD S/PDIF IN и разъем для подключения к карте DMX
  • Внешние разъемы: цифровые входы/выходы S/PDIF типа RCA и цифровые входы/выходы S/PDIF типа TOSLINK

Кроме того:

  • Поддерживаются интерфейсы: DirectSound, DirectSound3D, A3D 1.0, EAX 1.0/2.0 и I3DL2 (через EnviornmentFX)
  • Поддерживается технология Sensaura 3DPA
  • 32 потока DS3D на аппаратном уровне
  • 64-голосовая аппаратная полифония
  • Управление энергопитанием PCI через APM 1.2 и ACPI 1.0
  • Минимальные системные требования: PentiumMMX 166 MHz, 16 MB RAM, Win95
  • Гарантия производителя: 2 года

Обратите внимание, что на карте установлено два двухканальных стерео кодека от разных производителей. Почему Terratec не установил один четырехканальный кодек или не поставил в качестве второго кодек STAC9721 от SigmaTel, который как раз и рассчитан на работу в качестве дополнительного ЦАП - совершенно непонятно. Нормальные герои всегда идут в обход. Следствием такого оригинального решения стало то, что с моей акустикой Cambridge SoundWorks FPS1000 через тыловые колонки в играх не было практически ничего слышно. Вместо звука на тылах были слышны лишь отдельные эффекты, причем с очень низким уровнем громкости и все это на фоне потрескиваний и тихого гула , похожего на белый шум. Что явилось причиной такого эффекта мне трудно судить. Возможно, виной является усилитель в FPS1000, возможно некачественный выходной буфер, а может и сам кодек от Burr-Brown. Оба кодека конвертируют цифровой сигнал в аналоговый и при этом оба обеспечивают на выходе одинаковый импеданс. Специалисты из Terratec склоняются к мнению, что во всем виноваты колонки FPS1000 и именно мой экземпляр. Возможно, вот только карты типа MX300, SQ2500 и серии Live! работают с этими колонками без проблем и я прекрасно слышу звук на тылах в играх. Так или иначе, но тылы на карте DMX при подключении FPS1000 (причем не важно, какую пару колонок подключать к тыловому выходу) не звучали. Пришлось найти в срочном порядке еще одну пару колонок, которыми оказались старые добрые Genius SP-330, которые и были подключены в качестве тыловых. Осталось лишь сравнять уровни громкости и расставить соответствующим образом колонки. После этой операции звук в играх стал четырехканальным и полноценным.

Карта DMX имеет темно-коричневый цвет текстолита и позолоченную планку крепления, что выглядит довольно стильно. На самой карте можно найти подробно расписанные обозначения всех разъемов, надпись "Think!" и изображение груши. Дочерняя плата с цифровыми интерфейсами имеет тоже темно-коричневый цвет текстолита и подключается к DMX с помощью специального шлейфа.

При внимательном рассмотрении карты были обнаружены исправления ошибок в разводке с помощью внешних проводов и дополнительной микросхемы на подставке. Все это навело меня на мысль, что карта DMX, которая попала к нам в руки (и которую обозревали западные сайты) является семплом. Чтобы получить однозначный ответ на этот вопрос, мы списались со службой технической поддержки Terratec и буквально после двух недель и повторного письма мы получили ряд ответов. Наша карта DMX является не семплом, а нормальной серийной картой. Отмечу, что после того, как переписка завязалась, я получал ответы на все вопросы практически на следующий день. В общем и целом я остался доволен службой поддержки Terratec. Тем не менее, я недоумеваю, почему карта за $200 имеет ошибки в разводке и плохо отлаженные драйверы, о которых мы еще поговорим.

Расскажем кратко о том, что такое SamplePort AD1893 от Analog Devices, т.е. что это за дополнительный чип на карте DMX. Известно, что существуют различные стандарты частоты дискретизации цифрового звука. Например, в CD Audio используется частота дискретизации 44.1 КГц, а в DAT устройствах обычно используется частота дискретизации 48 КГц (бывает и 44.1 кГц). Чтобы система работала со звуковыми данными с различной частотой дискретизации, например микшировала их, необходимо преобразовывать эти частоты, приводя их к единой величине. SamplePort является ASRC (Asynchronous Sample Rate Converter, асинхронный преобразователь частоты дискретизации). Он позволяет конвертировать частоту дискретизации цифрового сигнала на входе, изолируя джиттер (jitter) входного сигнала от данных на выходе. Иначе говоря, SamplePort позволяет легко связать звуковой DSP (в нашем случае это Canyon3D) с цифровым интерфейсом. SamplePort работает с данными с частотой дискретизации от 8 до 96 КГц с точностью 24 бита. В чипе SamplePort встроен FIFO буфер и имеется полифазный фильтр. На практике работа SamplePort выглядит так: например, мы хотим записать звук с СD Audio, имеющий частоту дискретизации 44.1 КГц, смикшированный со звуковым файлом типа wav (частота дискретизации 11 кГц) на DAT, на вход которого нужно подать сигнал с частотой 48 КГц. Тогда SamplePort конвертирует CD Audio и wav данные до частоты 48 КГц, передает в Canyon3D, где происходит микширование, после чего данные вновь через SamplePort передаются на цифровой трансмиттер и записываются на DAT кассету с частотой 48 КГц. При этом, по идее, не должно наблюдаться искажений цифрового сигнала после конвертирования и микширования, т.к. SamplePort имеет встроенные фильтры и подавитель джиттера. К слову, имеется возможность защитить ваши оригинальные записи от возможности копирования в цифре за счет использования специального встраиваемого ID по стандарту SCMS. В итоге, вы можете напеть песенку, добавить звуковое сопровождение, записать все это на DAT кассету или мини-диск и отослать на любимую FM радиостанцию. Если вы защитите свою демо запись от копирования в цифре, вы будете уверены, что ваша собственность не будет растиражирована без вашего на то разрешения (на самом деле, кому надо, легко обойдет эту защиту, но, как говорится, если верить - помогает).

Замечу, что в DSP чипе EMU10K1 также имеется встроенный аналог SamplePort, который конвертирует частоту дискретизации всех входящие цифровых данных в 48 КГц, после чего данные передаются на обработку DSP. Именно за эту возможность и критикуют EMU10K1, т.к. без конвертации частоты дискретизации обойтись нельзя, но бывает очень нужно. Минус в том, что нельзя получить на выходе данные бит в бит, как у сигнала на входе, а кроме того, есть предположение, что данные подвергаются обработке фильтрами типа noise shaping и dithering для улучшения звучания. Пока тесты нами не проводились и это лишь предположение.

Если у вас есть внешний DAC, ресивер с декодером AC-3 или ProLogic, MD player, DAT recorder или что-то еще с цифровым интерфейсом, то вам понравится наличие на дочерней карте оптических и коаксиальных S/PDIF входов/выходов. Эти цифровые входы/выходы принимают/передают данные с частотой дискретизации 32, 44.1 и 48 кГц. О том, насколько хорошо реализованы цифровые интерфейсы и как они работают, вы сможете узнать из отдельной статьи.







Начало  Назад  Вперед