Технология создания 3D звука




Ну и кому он нужен, этот дорогущий Platinum eX?



Ну и кому он нужен, этот дорогущий Platinum eX?

Creative говорит о назначении их творения Audigy Platinum eX для безграничного музыкального творчества. Основные свойства карты, которые этому могут способствовать:

  • удобство работы с выносным внешним модулем;
  • цифро-аналоговые преобразователи 24 бит 96 кГц;
  • поддержка ASIO с его 2 мс задержкой (минимальное значение);
  • интерфейс SB1394 (IEEE1394);
  • S/PDIF вход/выход с возможностью работы в режиме 24 бит 96 кГц;
  • SoundFont 2.1 с теоретическим пределом объёма банка семплов в 4 Гб.

Заметим, что кроме первого пункта всё тоже самое относится и к остальным картам серии, и даже к самым дешёвым.

Пройдёмся по заявленным номинациям. Насчёт удобства по сравнению с встраиваемым в 5" отсек блоком и стоит ли это лишних монет - тут каждый решает для себя сам. Но, по крайней мере, смотрится внешний блок очень стильно, а наушники с регулятором громкости - неотъемлемый атрибут студийной работы (особенно это актуально для домашней студии, где за сведение музыки в вечернее время можно получить скалкой по голове или есть вероятность устроить себе вместо личной жизни мексиканский сериал).

24 бит 96 кГц преобразователи сами по себе значат мало (и это неплохо бы уяснить на будущее отделу маркетинга Creative!). Необходима аппаратная поддержка стандартных интерфейсов (MME, GSIF, ASIO, EASI) и совместимость с профессиональными программами. Также нужен полный программный контроль над параметрами драйверов: регулировка буфера в семплах или миллисекундах, возможность включения/отключения лимитера и SRC, мультиклиентные драйвера и т.д.

Что у нас с Audigy? Cubase v 5.0 R4 обнаружил ASIO-устройство, но, к сожалению, с единственной частотой дискретизации - 48 кГц:

Перевожу на русский: с текущими драйверами можно сказать "пока!" работе со звуком в 24/96 под интерфейсом ASIO.

Регулировка latency очень впечатляет:

Однако на компьютере с Athlon 1333 МГц и 512 PC133 работа при 2 мс была невозможна на фоне треска от выпадения семплов. 4 мс спасли ситуацию при воспроизведении. Возможно при записи понадобится выставить все 10. Но всё это не так страшно, по сравнению с отсутствием режимов 44,1 кГц и 96 кГц.

Желающим поработать через MME привожу отрезвляющий скриншот:

С Nemesys Gigastudio 2.20.42 ситуация немного получше:

По крайней мере видимость выбора тут присутствует. Однако выясняется отсутствие раздельной и внятно управляемой мультиклиентности, что не есть хорошо.

К счастью, SoundForge исправно воспроизводит любые форматы вплоть до 24/96 как по цифре, так и по аналогу. Для цифрового выхода Audigy имеются опции: 44,1 / 48 / 96 кГц.

Таким образом, отложенное редактирование вроде как возможно. Однако за $250 хотелось бы иметь карту с базовыми профессиональными возможностями, так как переплатив ещё $50-100 сегодня можно взять бескомпромиссное профессиональное звуковое решение. Но это уже тема совсем другого разговора.

Что касается Audigy, то просто не нужно питать иллюзий, что за $60 можно купить карту с возможностями как у профессиональной за $300-600. Это очень наивное мнение.

Однако не всё так плохо! Для домашней музыкальной студии Audigy всё равно стоит на голову выше всяких там недо-полу-профи-супер-хоум-студио-карт типа Vortex2 (AU8830), Santa Cruz (CS4630), и т.п. так как:

  • имеет внутренний формат данных 32 бита и качественные алгоритмы микширования потока (вследствие мощность аудиопроцессора);
  • процессор real-time эффектов профессионального качества с множеством настраиваемых параметров и простейшей системой роутинга;
  • поддерживает профессиональный формат семплов SF2.1 практически неограниченного размера банков (до 4 Гб);
  • позволяет работать с профессиональными ASIO-приложениями в формате данных 48 кГц c характеристиками профессиональных звуковых плат от $300 ценой;
  • совместима с Gigastudio (включая последнюю версию 2.20.42);
  • проигрывает wav-файлы любого формата вплоть до 24 бит 96 кГц;
  • имеет понятный и дружественный интерфейс собственных утилит;
  • имеет стабильные драйвера под все существующие операционные системы и в числе первых будет иметь их под все будущие.

Лирическое отступление. Я придерживаюсь мнения, что профессионал сможет "сделать конфетку" на любом имеющимся оборудовании. А вот "недопрофессионалу" всегда что-то мешает, как тому плохому танцору. Когда я писал статью про Live! Platinum 5.1, в самом её конце я привёл для ознакомления общественности свою собственную композицию, сделанную с нуля в формате MIDI только с использованием Live! 5.1 и полностью в формате 48 кГц, с пересчётом финального варианта в 44.1 кГц алгоритмами SoundForge. Кстати говоря, в этот раз в комплекте с Audigy предусмотрительно идёт маленькая утилитка от фирмы E-mu, которая выполняет подобную функцию качественного пересчёта из 48 в 44.1 кГц и обратно. Упомянутая композиция (August, 3,8 Мб, 16 бит 44.1 кГц стерео, 128 кбит/с MP3) по качеству исполнения вполне соответствовала понятию "демо-запись" в общепринятом представлении. Я также знаю многих коллег-музыкантов, которые не гнушались использовать Live! в работе. И я могу уверенно заявить о том, что звуковой карты Live!, а тем более Audigy вполне достаточно для начинающих музыкантов для их первых экспериментов с оборудованием, а также для отработки MIDI- и Audio-технологий и накопления опыта работы в профессиональных редакторах и секвенсорах.

Сейчас в моих компьютерах работают 2 профессиональные звуковые карты, стоящие в несколько раз больших денег, чем Live! 5.1 или Audigy, а семплеры по большей части программные, с интерфейсами GSIF и ASIO. Однако никакой формат или никакая крутая характеристика оборудования не может дать вдохновения и не сделает за вас творческую часть работы. Так что нечего на карту пенять, коли в голове нет интересных музыкальных идей. В далёком 1988 году я программировал партии инструментов в двоичном формате в отладчике-дизассемблере для собственного синтезатора, работающего с 1-битным спикером и не жаловался. Альбомы исполнителей середины века, записанные на допотопном оборудовании, до сих пор восхищают миллионы слушателей. Поэтому я отказываюсь выслушивать нытьё нынешнего поколения и их жалобы на несовершенство оборудования.









Начало  Назад  Вперед