Технология создания 3D звука




MultiDrive



MultiDrive

Прежде всего начнем немного издалека. Зададимся вопросом, а зачем нам собственно слушать 3D звук через более чем одну пару колонок? Ну, в пользу мультиколоночных акустических систем можно сказать, что, во-первых у некоторых пользователей они уже есть, так почему бы их не использовать. Во-вторых, обычная ситема из двух колонок с использованием HRTF + CC имеет ряд ограничений при вопроизведении звуков от источников, расположенных в вертикальной плоскости и при движении источника звука по оси фронт/тыл. Итак, понятно, что, как минимум дополнительная пара колонок на тылах нам не повредит.

Есть и еще один момент. При использовании связки HRTF + CC могут возникнуть сложности корректного воспроизведения некоторых высокочастотных компонет звука выше величины в несколько kHz. Например, если на фоне звука взрывов нужно воспроизвести пение птахи. Причиной этого является невозможность реализовать идеально алгоритмы CC. Разные компании по разному борятся с этой проблемой, например, используются специальные фильтры высокой частоты, которые просто вырезают высокочастотные компоненты. В технологии MultiDrive применяются специальные фильтры, которые позволяют обеспечить воспроизведение звука, насыщенного высокочастотными компонентами.

Кроме того, для наилучшего восприятия звука слушатель должен находится в границах sweet spot, т.е. участка пространства, в котором звук воспринимается наилучшим образом. Понятно, что чем больше площадь sweet spot, тем большая свобода у слушателя. Мы ведь не манекены и не можем долгое время сидеть, не меняя положения головы относительно пола. В настоящее время наиболее распространена конфигурация из 4 колонок (не считая сабвуфера), поэтому в дальнейшем мы будем говорить именно о такой конфигурации акустики.

Технология MultiDrive позволяет воспроизводить 3D звук с использованием API DS3D. Суть этой технологии заключается в использовании HRTF функций на всех парах колонок с применением алгоритмов Transaural Cross-talk Cancellation (TCC). Отличие TCC от стандартных алгоритмов CC заключается в том, что они обеспечивают лучшие низкочастотные характеристики звука. Кроме того, предусмотрена возможность для пользователя управлять работой TCC, настраивая звучание под себя.

Каждая пара колонок создает фронтальную и тыловую полусферу соответственно. Фронтальные и тыловые звуковые поля специальным образом смещены с целью взаимного дополнения друг друга и за счет применения специальных алгоритмов улучшает ощущения фронтального/тылового расположения источников звука и под управлением DS3D. В каждом звуковом поле применяются собственный алгоритм TCC. Исходя из этого, вокруг слушателя должно происходить плавное воспроизведение звука от динамично перемещающихся источников и эффективное расположение тыловых виртуальных источников звука. Благодаря большому углу перекрытия результирующее место с наилучшим восприятием звука (sweet spot) покрывает область с гораздо большей площадью, по сравнению, например, с двухколоночной конфигурацией.

Минусом использования HRTF + TCC на всех парах колонок является то, что для расчета TCC требуется масса вычислительных ресурсов и необходимость довольно точного позиционирования тыловых колонок относительно фронтальных. В противном случае никакого толка от HRTF + TCC на четырех колонках не будет.

Стоит добавить, что MultiDrive рассчитана на совместное использование с алгоритмами MacroFX и ZoomFX от Sensaura.







Начало  Назад  Вперед