Технология создания 3D звука




MP3/WMA-диктофон SAFA SR-M290F



MP3/WMA-диктофон SAFA SR-M290F


Портативные плееры и диктофоны всегда имели массу общих черт, поскольку и тем и другим требовалось хранить и воспроизводить аудиоинформацию. Следовательно, часть компонентов была общей. Правда, между ними существовали и существенные отличия, заключающиеся в том, что для плеера главное – это максимально качественное воспроизведение музыки, и многим пользователям не нужно ничего большего. Диктофон же вполне мог обойтись воспроизведением монофонического звука с ограниченным качеством, зато важной была его запись, причем качество ее всегда было критичным. Так они и развивались параллельно, изредка радуя нас такими интересными гибридами, как диктофоны на обычных компакт-кассетах, например, или плееры со встроенным микрофоном и возможностью записи. Однако подобные комбайны были нужны далеко не всем, а стоили при сравнимом уровне качества существенно дороже, нежели «простые» модели.

Положение заметно изменилось после повсеместного внедрения цифры в аудиотехнику. И плееры, и диктофоны быстро освоили флэш-память для хранения информации, причем долгое время именно она наиболее заметным образом сказывалась на цене устройства (в отличие от магнитной ленты), так что дополнительные (для каждого из типов устройств) возможности можно было реализовать, не сильно увеличивая цену. К тому же, по мере совершенствования техпроцессов и унификации производства, чипы становились все дешевле и функциональнее: незачем было выпускать отдельный DAC, рассчитанный на низкое качество звука — при массовом производстве дешевле обходилось применение одних и тех же микросхем (пусть, даже, с избыточной функциональностью) во всех продуктах.

Немудрено, что вскоре появились МР3-плееры, способные работать в качестве диктофона. Первое время такие модели встречались редко, сейчас же многие компании вообще не производят плееров без встроенного микрофона и возможности записи с него. Казалось бы — вот оно счастье. Но не все так просто — массовые плееры заметно уступают специализированным диктофонам по ряду параметров:

  1. Какое бы высокое качество не имел встроенный микрофон, но привязываться только к нему для профессионального применения неразумно (так же, как фотоаппараты без сменной оптики подходят лишь для бытовых или, в самом лучшем случае, полупрофессиональных целей). Подключить внешний микрофон к подавляющему большинству плееров невозможно: либо вообще нет никаких входов, либо есть только линейный, без специальных ухищрений, для микрофона непригодный.
  2. Поскольку на конкуренцию с профессиональными диктофонами никто не ориентировался, применялись далеко не самые оптимальные кодеки. Да, ADPCM или MP3 дают неплохой уровень качества при достаточно высокой степени сжатия, однако первое для кодирования речи избыточно, а второе — недостаточно. В лучшем случае плеер расходует на минуту записи 125 Кбайт, а хороший диктофон — не более 20 Кбайт. Увеличение объема флэша, разумеется, существенно ослабляет эту проблему — 256 Мбайт хватит уже более чем на сутки, но зачем бессмысленно растрачивать достаточно дорогой ресурс?

Некоторые производители подошли к вопросу с другой стороны, научив свои диктофоны воспроизводить МР3. Разумеется, такие гибриды были полностью лишены двух указанных выше недостатков, однако имели собственные:

  1. Поскольку воспроизведение музыки было лишь дополнительной возможностью, урезали ее максимально урезали по качеству: ограничения на поддерживаемые параметры, низкое качество аудиотракта.
  2. За кадром оставались и приятные сервисные возможности, типа отображения тэгов и т.п. — новинки унаследовали примитивные дисплеи диктофонов.
  3. О дополнительных возможностях современных плееров (типа FM-радио, ставшего уже стандартной частью не только топовых плееров) и вспоминать не приходилось.

Таким образом, ветви сближались насколько можно, нередко даже пересекались, но полного слияния не наблюдалось. Можно было приобрести устройство, терпимо справляющееся с обеими обязанностями, а вот чтобы все было реализовано «на высшем уровне» — не было такого до последнего времени. Однако все меняется: сегодня мы займемся изучением модели, объединившей в себе лучшие черты обоих классов устройств. Сам производитель, собаку съевший именно на диктофонах, считает свою новую линейку диктофонами, но большинство продавцов в Москве относит его к плеерам. Не ошибаются ни те, ни другие, что бывает не так уж часто.









Начало  Назад  Вперед