Технология создания 3D звука

         

MIDI



MIDI

Окей, люди. Настала пора разобраться наконец с этим несчастным интефейсом. В конференциях фидо кипят бои: многие всерьёз обсуждают, чем MIDI лучше mp3. Другие спорят о чем-то своём, доказывая друг другу, что именно его карточка в MIDI круче. Что я могу на всё это сказать. Люди, хорошие вы мои! Больше слушайте ЖИВУЮ музыку. Ну или, на худой конец, записи симфонической и джазовой музыки на CD (желательно не на спикерах за $10). Тогда все споры сами собой отпадут.

Повторить исполнение через MIDI иногда сложнее, чем исполнить задуманное на музыкальном инструменте. Идеальный вариант, когда в MIDI игра живого исполнителя пишется через специальные контроллеры (гитарные оптические и рояльную механику можно отнести по-большому счёту сюда же). "Нарулить" в midi прадоподобное исполнение не владея игрой, или не представляя технику исполнения на конкретном инструменте представляется маловероятным. Чему мы и видим подтверждение. Большинство MIDI файлов, гуляющих в сети, созданы, скажем мягко, довольно по-любительски. В лучшем случае сделаны хоть какие-то попытки оживить игру. В худшем мы видим то, что прилагается на диске к Платинуму.

Вбита оркестровая партитура. И всё! Далее, видимо компьютер должен сам угадывать все нюансы исполнения музыкального произведения. Причем, для демонстрации полифонии выбраны совершенно не выигрышные для SBLive! (особенно при стандартных банках) классические произведения. Часто все голоса сливаются в кашу. С точки зрения сравнения с живым исполнением всё звучит кошмарно. Если человек представляет об игре музыкантов симфонического оркестра в-основном по теле- и радио-трансляциям через абонентскую радиоточку, то всё окей. Приложив усилия, некоторые инструменты даже можно распознать из общей звуковой каши. Но манера игры… Увы и ах. Никаких попыток привести исполнение в норму. Пусть что-то не позволяет семплер и SF2, но чтобы исполнить крещендо и диминуэндо много ума точно не нужно иметь. И на всех файлах стоит гордый лейбл "(c) Creative Labs" (позже я забрёл на какой-то из многочисленных и хаотично разбросанных Creative-ских сайтов и нашел, откуда же взялись сии композиции: их написали любители для конкурса, проводимого CL, и каждый получил за это AWE64Gold). Неужто не пришло в голову потратиться на услуги профессиональных музыкантов!? Ведь даже к дешевеньким Ямашкам 724/744 за $12-25 прилагаются немало очень приличных, профессионально-созданных мидишников. Вот здесь мы и видим очевидную разницу в подходе. В первом случае мультимедийщики тянутся к профи и постоянно изобретают через одно место велосипед. Во втором - профи используют свои наработки для ширпотреба. (К большому сожалению, Yamaha отставляет рынок звуковых карт для PC.) Мне могут возразить - а как же наработки E-mu и Ensoniq, которые пренадлежат империи Creative? К сожалению, для владельцев SBLive! они пока скрыты глубоко в недрах EMU10K.

И ещё одна мысль, перекликащаяся с вступлением этой статьи. Если 5-10 лет назад, услышав потуги компьютера исполнить через midi убогим FM-синтезатором какую-нибудь музыку, мы лишь улыбались и говорили: "ну что можно ждать от такой аппаратуры?" Сегодня мы уже хотим, да и вправе требовать от музыкального компьютерного комплекса реального саунда. А от производителей - соответствия комплектуемого обеспечения современным требованиям. Создав прекрасный и мощный семплер/эффект-процессор EMU10K, Creative не потрудилась в комплекте с Platinum-ом продемонстрировать применения в midi его возможностей (а разбираться методом "тыка" сегодня непростительная трата времени). Ей, видимо, гораздо важнее "батхеды" и модные Internet/Mp3/LAVA/EAX технологии. Моё мнение таково: WinAmp ей вряд-ли догнать по-популярности, EA-эффекты после начального восторга (только не у меня) быстро утомляют впоследствии даже ярых поклонников, A3D 2.0 во многих играх слушается пока реалистичнее, чем EAX. Но midi, бесспорно, все ещё её конёк! Руководство же этой корпорации всё больше начинает предпочитать все эти остальные яркие штучки. Мой диагноз - налицо запопсение потенциально хорошего продукта (мягко говоря, отдел маркетинга несколько переусердствует). Иногда даже берёт гордость за отечество - у нас люди образованнее и на такую дешёвую обёртку не сильно купились бы. Для западных пользователей, в большинстве своём видимо имеющих туманное представление о формате midi, но находящиеся в эйфории от возможности стянуть из сети mp3 на халяву и слушать их, применив эффект "в канализации", в самый раз. Ну что же, каждому, как говорится, своё. (Такой вывод во мне только укрепился после посещения сайтов фанатов SBLive!, через ссылки на www.soundblaster.com. Я прослушал созданные тамошними музыкантами MIDI-композиции, но ничего путного найти не смог, как не старался. Очень возможно, что не там искал. Но… скажем, с поиском хороших MIDI-XG композиций таких трудностей не возникает.)

Едем дальше. Отдельного разговора заслуживают SoundFont-банки. Не вздумайте делать какие-то ни было выводы по входящим в комплект малюсеньким GM/GS-банкам 2/4/8 Мб. Они хороши были только на момент своего создания в 1996-м году и для карт с критичной по размеру набортной памятью AWE32/64. Приучите себя к мысли, что с приобретением SBLive! придётся выкачивать десятки мегабайт из сети, с надеждой их слушать, проклинать криворуких создателей, удалять всё это дело, опять скачавать. А потом, возможно, отчаявшись найти приличные инструменты в сети, потратить энную сумму денег на покупку компактов с профессиональными коллекциями банков, благо что они сейчас во многих местах доступны (от $10 и выше). И пока вам под руку не попадётся что-нибудь приличное, о качестве судить, право, преждевременно и бессмысленно.

Очень многих волнует проблема более полного раскрытия способностей SBLive! В сети довольно много рекомендаций по переделке SBLive! для работы с драйверами 1.5 от E-mu APS. При этом отрубаются встроенные в карту кодеки и остаётся лишь S/PDIF out. Поэтому, можно либо перепаять цифровой выход чипа на вход одного из кодеков, либо докупить вторую плату и/или внешний качественный ЦАП/АЦП. В качестве второй платы неплохая кандидатура как-раз у Platinum-а (если не требуется высококачественного кодека, а встроенный используется только для мониторинга). С использованием такой переделки получается "почти ASP", тоже с "мордой" спереди, но за втрое меньшую цену! Я попробовал поработать таким образом, соединив Value и Platinum по цифре. Под виндовыми драйверами на текущий момент две карточки в системе не живут. А вот через 1.5, установив специальный хакерский патч, все отлично. Звучание в MIDI, с вышеупомянутым 8Мб стандартным банком, заточенным конкретно под EMU10K, меня не впечатлило. Вроде бы поровнее, но ударные совсем не то. А в sf2.1 больших халявных банков при беглом осмотре сети я не нашёл (платных - хоть отбавляй). Эффект-процессор получше, чем у SBLive! (кроме, пожалуй, ревербератора). Ну и удобность работы с настраеваемым микшером выше всяких похвал. Отрицательные черты - теряется обратная совместимость с SBLive! (подробнее об этом ниже). Вывод. На сегодняшний день все рекомендации по переделке SBLive! под E-mu APS к обычным пользователям (и даже к начинающим музыкантам) пока ещё не относятся.

Тем не менее, в будущем нас ждёт, возможно, ещё более глубокое овладевание картой. :)) На новостном сервере news.soundblaster.com в конференции creative.emu.products.aps уже давно муссируются слухи о приходе новой версии 2.0 драйверов для E-mu APS, которые так же можно будет заставить работать с SBLive! Совсем недавно официальный представитель E-mu приоткрыл последние детали этого комплекта. APS V2.0 по их мнению является концептуально-новым амбициозным проектом по разработке софта, основаным на сотрудничестве команд разработчиков EMU/ENSONIQ и Creative Technology, а также разрабатываемый при учёте мнений пользователей. Ориетация будет сделана на кросс-платформенность и кросс-системность, а так же раскрытие всех мультимедийных возможностей железа. Для карточек APS обещают полную совместимость с SBLive! в приложениях.

Команда разработчиков E-mu Audio Production Studio

EMU / ENSONIQ Music and Audio Systems (www.emu.com)

Creative Advanced Technology Center (www.creative-atc.com)

Содержание раздела