Технология создания 3D звука




Манна небесная



Манна небесная

А сейчас самое интересное. Все знают, а кто не знает, теперь тоже в курсе, что я люблю "Toslink". Многие аудиомонахи говорят, что, дескать "джиттер" у него "большой". Какая чушь! Дело в том, что качество передачи по этой шине прямо зависит от того, какого типа оптические кабели, приемники и передатчики вы применяете. Кабели у меня стекловолоконные, а не платссмассовые. Это уже - полдела. Теперь о приемниках с передатчиками. На рынке присутствуют, в основном, изделия фирмы Sharp, реже встречается продукция фирмы Toshiba. В TA-E2000ESD применены приемники TORX 173 и передатчики TOTX 173 от Toshiba, для которых наихудшие результаты измерения по частотной девиации сигнала составляют около 20 пикосекунд, такие же величины характерны и для моделей 176 и 194, обладающих одними и теми же электрическими и оптическими параметрами, но поставляющимися в разных форм-факторах крепежа. Для удешевленной пары TORX/TOTX 178 на основе стеклопластика максимальная девиация может доходить до 40 псек., по данным из независимых источников. Для изделий же фирмы Sharp характерны величины вплоть до 70 псек., т.е. значительно хуже, но также нет оснований сомневатся в том, что подобная величина много меньше характерной для недорогих "сидюков" с коаксиальными интерфейсами и аудиофильского хлама. О Sound Blaster Live!, кстати, доподлинно известно, что его цифровой аудиоинтерфейс характеризуется "джиттером" на уровне 240 псек., что сравнимо с таким "сидюком", как Arkam Alpha 5. В ZA-2 применены приборы фирмы Sharp, в то время, как Aureal изыскала возможность применить передатчик ТОТХ 176 в изделии за $55.

Качество работы карты как цифрового источника я не могу не признать безупречной даже в сравнении с картой от Zefiro Acoustics. Любопытно, что дизайнер ZA-2, Грег Ханссен консультирует фирму Aureal именно по поводу цифровых интерфейсов. Придратся решительно не к чему, разве только лишь к тому, что вывод данных возможен лишь в форматах 16 бит/32, 44,1 и 48 кГц, да в формате IEC61937/AC-3. Прекрасно - для работы с библиотекой записей в 20 и 24 битовых форматах у меня есть ZA-2.

С игровой точки зрения лучшей карты найти трудно - на цифровой выход выводится буквально все - звук старых игр под DOS, звук с MIDI - синтезатора по таблице волн, звук с FM - MIDI - синтезатора, совместимого с OPL-3. Я с удовольствием вспомнил молодость, поиграв в "Dune 2" и поводив идиотушку Нюкема как в первой и второй, так и в "3D" - частях, приятно поразившись тому, как могли бы звучать игрушки 9-4 летней давности если бы в те поры делали приличные звуковые карты. Конечно, хрипатость восьмибитовой их озвучки никуда не делась, но вот MIDI - музыка звучала на уровне дня сегодняшнего - достаточно загрузить в память карты хорошую DLS-библиотеку, а игре задать формат "General MIDI". Но вы сможете играть лишь в те DOS - игры, что могут быть запущены из под Windows 95-98, поскольку эмулятор Sound Blaster Pro работает лишь под управлением менеджера виртуальных машин Windows. Иными словами, если игра идет лишь в "чистом DOS", например, потому что использует собственный менеджер памяти, то забудьте о звуке в ней. Таков, например, первый "Privateer" (менеджер памяти JEMM). И в "Doom", и в "Hexen" вы сможете играть без малейших проблем.

Третьей очень приятной деталью явилась возможность оцифровки звука при помощи АЦП карты с весьма приличным качеством. С более приличным, чем то, что предлагает даже Live! Platinum! Полно шипеть - друзья мои - возможность работы с 24 битовыми звукоданными вовсе не означает возможности оцифровки звука хотя - бы с 14 битовой точностью. В этом плане Live! остался тем, чем он был - барахлом.

Покупайте внешний АЦП, если хотите писать старые архивные пленки на CD-R. А тут я перевел на CD древний сборник Чэта Эткинса с записями 40х-50х с вполне приличным качеством. Эта пластинка никогда не выходила на CD, однако точно известно, что именно с нее (папаша подарил на 10 летие) началось увлечение Нопфлера игрою на гитаре. Помнится, я пытался перевести ее в цифру при помощи SB AWE 64 Gold, но результат по отвратительности превзошел все ожидания. Подробно о впечатлениях моего новоиспеченного CD - диска вы можете прочесть в тесте динамиков под заголовком "Nakamichi versus Eton" в очередном номере журнала "Audio Magazine". В качестве АЦП/ЦАП на этой карте применен STAC9708 фирмы SigmaTel. Этот АЦП/ЦАП содержит в себе и аналоговый микшер, соответствующий рекомендациям стандарта АС'97, он несовместим с шиной I2S, а данные на него поступают по шине АС-Link, соединяющей этот кодек с контроллером PCI Audio (AU8830 в данном случае).

В отличие от шин S/PDIF и AES/EBU для передачи данных в AC-Link в одном кадре выделяются по 12 так называемых "временных слотов" для входящих и выходящих данных. Первый и второй "слоты" используются для передачи регистров и команд, 3 и 4 - для левого и правого каналов, 5 - для модема, 6, 7, и 8 - для цетрального, левого и правого тыловых каналов, 9 - для сабвуфера, 10 и 11 - для "альтернативных" левого и правого каналов (режим "двойное стерео"), 12 - для модема. Звукоданные по этой шине передаются строго с частотой дискретизации 48 кГц, в формате с длинной слова 16 или 18 бит. С точки зрения конструкции ЦАП и АЦП не оригинальны, и базируются на "проверенных" решениях, примененных в ЦАП TDA 1305 и SAA 7360 фирмы Philips. Сие означает, что АЦП работает по принципу дельта- сигма модуляции с однобитовым представлением данных со 128 - кратной субдискретизацией и шумоформированием 3 порядка и оперирует на частоте 24,576 МГц, т.е. 512-кратной частоте дискретизации исходного сигнала. В переводе на простой человеческий язык это значит примерно 14 битовую точность и динамический диапазон порядка 75 дБ при 18 битовом формате представления звукоданных. Владельцы DCC - магнитофонов и Dolby Digital - ресиверов фирмы Philips могут легко представить себе качество оцифровки.

Недостаток карты SuperQuad Digital PCI - качество ее звучания через собственный ЦАП, нельзя не назвать совершенно безобразным. Если у вас нет внешнего ЦАП-конвертера - забудьте об этой карте. Впрочем, я советую вам забыть о приличном звуке в играх вообще. Нет гнезда хуже, чем "мини-джек". Я недоумеваю - почему производители высококачественных наушников используют подобное гнездо/штеккер. Покачайте немного штеккер своих наушников и убедитесть, что львиная доля помех, приписываеваемая вами усилителю, обязана своим появлением этому, явно дерьмовому, контакту.

К сожалению, и Live! Platinum не оснащена входом - выходом на парах гнезд RCA. Взгляните на фото - место и без того неудобной дочерней платы заняла коробка, устанавливаемая в 5 - дюймовый отсек для накопителей. И с гнездами типа "мини-джек". Да как не стыдно?!! В общем, Live! не годится в качестве игрового дополнения к серьезной профессиональной плате, не годится еще больше, чем прежде. Не годится он и в качестве "заместителя" серьезной платы. Лучше SuperQuad Digital PCI для такого дела нет ничего. У вас компьютер резиновый? У меня - нет.







Начало  Назад  Вперед