Технология создания 3D звука




Listener Parameters



Listener Parameters

Высокоуровневые параметры — это Environment, выбор из 26 пресетов, полностью обратно совместимых с ЕАХ версий 1 и 2. Второй параметр Environment Size — собственно размер комнаты от 1 до 100 метров. И третья подгруппа — это флаги для автоматического расчета низкоуровневых параметров в зависимости от размера комнаты; это и автоматический расчет времени задержки, и время затухания поздних отражений и т.д. Более подробно об этом можно почитать в SDK и документации, мы рассматриваем только подход.

Низкоуровневые параметры делятся на несколько подгрупп в зависимости от их действия.

Первая подгруппа — это параметры, контролирующие уровни интенсивности (громкости). Сюда входят параметры уровня громкости всех звуков (Room — master volume) и первичных (Reverb) и вторичных (Reflections), отражений масштабирующий коэффициент затухания (Room Roll-off Factor) громкости в зависимости от расстояния.

Вторая подгруппа — это параметры, влияющие на время. Тут находятся времена задержек первичных и вторичных отражений (Reverb и Reflection Delay), а так же время затухания всех отражений Decay Time (все в секундах).

В третью группу вошли параметры, отвечающие за тональный окрас звука. Это чисто субъективный термин, но дающий понять, из какого материала сделаны стены помещений, какова плотность воздуха в окружении (environment). Ведь каждый материал отражает и поглощает определенные частоты. Эти параметры по сути эмулируют поглощение и отражения звука материалом. Это относительные частоты (нижняя LF — Low Frequency и верхняя HF — High Frequency) в переделах которых будут происходить изменения. Например, металлические стены отражают больше, чем деревянные, поэтому для эмуляции металлических стен верхняя граница частоты будет ниже, чем для эмуляции дерева. Например, параметры цеха: нижняя частота 362 Гц, высокая 3762; деревянная комната: нижняя частота 99 и высокая 4900 Гц. Ну и собственно, параметры, которые контролируют влияние этих частот Room LF и HF соответственно (в децибелах). В этой же подгруппе коэффициенты затухания (Decay) для LF и HF и коэффициент поглощения высоких частот воздуха (Air Absorption HF).

Четвертая подгруппа отвечает за зернистость (granularity) отраженного звука. Слово "зернистость" не очень подходит, поэтому я предпочитаю использовать плотность. Тут находиться коэффициент диффузии 0…1 (Environment Diffusion), и параметры эха Echo Depth и Echo Time — число повторений оригинального звука во время затухания. Например, по умолчанию, Echo Time 250 мс — это значит, что эхо повторяется 4 раза в секунду. Если вы стукните в барабан в таком помещении, вы услышите повторение звука удара 4 раза в секунду. Таким образом, эта подгруппа контролирует плотность и соответственно реалистичность.

Одна из самых интересных подгрупп, пятая — эффекты панорамирования. С их помощью можно существенно повысить динамику отраженного звука. Зная минимально расположение комнат можно так настроить программу, чтобы считать и устанавливать направление, откуда больше всего приходят отражения. Например, учитывая положение ближайших стен к игроку. Или, представите ситуацию, что игрок находиться в пространстве без эха (на открытой местности), но слышит отраженный звук из отверстия пещеры, находящийся неподалеку. Программа может панорамировать отраженный звук, как будто он исходит из отверстия пещеры. Для этой цели существует параметр Reverb Pan (первичные отражения) и Reflections Pan (вторичные отражения). Это единичный вектор с координатами (x,y,z), изменяющимися от 0 до 1. По умолчанию все значения равны 0 — это значит, что отражения могут приходить со всех направлений. Значение 1 это экстремальный случай, означает что отражения приходят только с одного направления и поэтому, максимальное значение лимитировано по 0.7 для всех координат.

Listener Parameters

И, наконец, последняя подгруппа, Pitch Modulation effects (эффекты модуляции тона)

Эти эффекты не наблюдаются в реальных окружениях (environment). Скорее, они созданы для эмоциональной нагрузки. Например, для создания ощущения головокружения, интоксикации и т.д. Сюда входят Modulation Depth (0...1) и Modulation Time (0.4...4 seconds).









Начало  Назад  Вперед