Технология создания 3D звука

         

Копнем вглубь...



Копнем вглубь...

Я думаю, что всем уже интересно, что же представляет из себя новоявленный MP3Pro. Говоря языком пресс-релизов, MP3Pro - mp3-кодек, основанный на технологии SBR. Что же представляет собой эта загадочная технология?

Прежде всего своим появлением она обязана возникновению потребности передачи цифровой музыки в реальном времени через Интернет (Интернет-радио и т.д.), а также для мобильных компьютеров и различных портативных цифровых плейеров. Ограниченная скорость передачи или малый объем памяти вынуждают использовать низкие битрейты при сжатии музыки, применяя форматы MP3 или AAC. И даже использование более скоростных способов связи, таких как ISDN или xDSL, не обеспечивает постоянного потока данных из-за постоянной перегрузки сети Интернет.

Всем известно, что более-менее приемлемое качество звучания достигается при сжатии на битрейтах от 128 кбит/c и выше. На более низких битрейтах начинаются различные проблемы: либо для передачи аудио необходимо обрезать частотный диапазон, либо кодирование приводит к появлению различных артефактов. Этот ключевой момент показывает, что использования психоакустической модели мало при работе с битрейтами ниже 128 кбит/c. Новая технология SBR дополняет использование психоакустических моделей. Ее идея такова: при кодировании передавать чуть более узкий диапазон частот, при этом, естественно, обрезая "верхи", а при декодировании верхние частоты будут восстанавливаться, основываясь на информации о более низких частотах.

Из этого можно сделать вывод, что технология SBR применяется в основном на стадии декодирования. А где же хранится информация для восстановления высоких частот, спросит внимательный читатель, ведь только из низких частот не получишь информацию о частотах выше? И будет прав, ведь формат MP3Pro в отличие от стандартного MP3 содержит два потока, один из который обычный Layer III-поток, а второй содержит информацию, на основе которой декодер и восстанавливает самые верхние частоты. Поэтому файл, сжатый с использованием MP3Pro (кстати, имеющий расширение *.mp3) будет играть и в обычном проигрывателе, но с частотой дискретизации 22 кГц, так как плеер увидит только первый поток. Таким образом обеспечивается заявленная обратная совместимость нового формата со старым, правда ценой высоких частот.

У новых проигрывателей, которые могут считывать второй, параллельный поток и использовать его для восстановления высоких, звучание будет соответствовать задуманному качеству.

Первый проигрыватель, поддерживающий новый формат, уже появился - это Thomson mp3PRO Audio Player 1.0.2. Помимо проигрывающей части этот плеер содержит ещё и демо-версию кодера, сжимающего wav-файлы в MP3Pro (правда только на 64 кбит/c).

В плане функциональности плеер очень простой. В нём отсутствует даже повтор и случайное воспроизведение, но зато есть плей-лист. :)

А для тех, кому нужна большая свобода действий при воспроизведении и работе с музыкальными файлами, а также для постоянных пользователей Winamp'a, появился плагин mp3PROAudioDecoder 0.98 beta 5, который позволяет декодировать MP3Pro-файлы.

Стоит отметить, что вышеназванные плеер и плагин, также без проблем воспроизводят и обычные MP3-файлы. Правда у бета-версии Winamp-плагина есть два существенных недостатка. Во-первых, он отключает стандартный ID3-Tag Editor, заменяя его на довольно неудобный собственный редактор (позволяющий редактировать только теги первой версии). А во-вторых, при воспроизведении обычных MP3-файлов, сжатых с переменным битрейтом (VBR), возникает глюк, из-за которого при перемотке на любую позицию внутри трека он начинает играть сначала. Впрочем, будем надеяться, что разработчики в скором времени выпустят более доработанную версию.

Также появился и полноценный кодер в виде DLL-библиотеки к известной программе для записи дисков Nero 5.5.4.0, позволяющий использовать любые доступные битрейты и параметры, определяющие качество и скорость сжатия.

При этом в качестве входных могут быть как файлы с расширением *.wav, так и *.mp3, *.vqf, *.aif.



Содержание раздела