Технология создания 3D звука

         

Как я дошел до такой жизни



Как я дошел до такой жизни

Первые предпосылки для возникновения серьезных проблем, мешающих нормальной работе звуковых карт на шине ISA, а, позже, и PCI, возникли в 1995 - 96 г.г., когда изготовители видеокарт стали всеми правдами и неправдами стремится выжать из них максимальную производительность. Они начали писать для своих детищ драйверы, позволяющие им управлять шиной и получать при этом приоритет над командами самого контроллера шины PCI. Это значит, что на время обработки какой - нибудь инструкции для видеокарты все остальные устройства отключались от контроллера шины, более того, в ряде случаев и сам контроллер не мог обращатся к центральному процессору до момента исполнения очередной "видео" - команды. Другие шины также страдали от диктаторских замашек видеоадаптеров, так, контроллер DMA для шины ISA не мог обратится к памяти покуда ею "пользовался" диктатор - видеоадаптер. Такие действия не имели последствий для нормальной работы большинства компьютерных устройств, использующих блочную пересылку данных, но вот звуковые карты с их непрерывным потоком последовательно пересылаемых звукоданных нормально работать не могли, и вместо единого звука получалось "тррр". Многие производители видеокарт поняли свою ошибку, и вскоре фирмы Matrox MGA, S3, Cirrus Logic и другие выпустили драйверы с таким набором команд, что владелец карты сам мог указывать для нее "ускоренные" или наоборот, "лояльные" режимы работы, а падение производительности при последних наблюдалось лишь во время прогонов синтетических тестов и практически не влияло на скорость выполнения обычных программ. К сожалению в последнее время эта практика ушла в прошлое под воздействием общественного мнения, формируемового безответственными авторами, пишущими обзоры "железа" в некоторых бумажных игровых журналах. Те запросто могли облить дерьмом видеоадаптер, уступающий конкуренту в двух кадрах в секунду при игре в Quake2, что немедленно отражалось на покупаемости видеокарт. "Ни эф-пэ-эса врагу" - провозгласили изготовители видеокарт, и понаписали к ним таких драйверов, от работы которых шерсть встает дыбом. Правда, музыканты и дальше смогут использовать свои аудиокарты для звукозаписи - достаточно запретить любые функции ускорения видео средствами операционной системы. Но в этом режиме никакой речи об играх быть не может, более того, возникают даже проблемы с прокруткой текста на экране - он движется рывками. К слову говоря, в этом режиме моя "новейшая" Viper 770 работает именно так, в то время, как при Fire GL1000 Pro проблем со скоростью прокрутки текста не было даже тогда, когда у меня был вдвое менее мощный центральный процессор! Не было у меня таких проблем и четыре года назад, когда я щеголял машиной на основе P54C 120 МГц с видеоадаптером Diamond Stealth 2001, но мне говорили, что ветхозаветные "четверки" на основе VL-Bus страдают ныне таким недостатком… Спасибо Nvidia родной. А я хочу играть в игры с хорошим звуком. Внутренний голос подсказал мне, что выходом из ситуации может служить приобретение звуковой карты для шины PCI на основе контроллера с функциями захвата и управления шиной от производителя, понимающего суть описанных выше проблем, и знающего нравы нынешних вдео - драйверописателей. Дело в том, что целый ряд профессиональных аудиокарт для шины PCI работают как подчиненные устройства и страдают от разухабистости видеокарт в еще большей степени, нежели карты для шины ISA. Совершенно не работает карта Audiomedia III фирмы Digidesign, почти не работает карта Sound Track 128 PCI DDMA фирмы Hamnesoft/Hoontech. Выбор свелся к нашим старым знакомым - картам на основе контроллеров AU8830 "Vortex 2" от Aureal, EMU10K1 от Creative Labs и CS-4622 Crystal/Cirrus Logic. То есть к картами, либо их клонам на базе этих DSP.

Я не буду в этой статье уделять много внимания алгоритмам позиционирования источников звука в играх, сегодня меня больше интересует надежность и функциональные возможности самих карт. В свое время я много ругал алгоритм A3D от Aureal и могу продолжить ругать его дальше, но факт, что я предпочел карту SuperQuad Digital PCI именно этой фирмы. Она также продается третьими фирмами под другими названиями. Ниже я обьясню, почему я выбрал именно эту звуковую карту (см. рис справа)

Содержание раздела