Технология создания 3D звука

         

Игры



Игры

Читатели, пишущие нам письма и участвующие в обсуждениях в нашей конференции Мультимедиа, часто спорят между собою как звучат те или иные звуковые карты в "игрушках". Имея при этом только одну карту и составляя мнение об остальных картах с чужих слов (часто от самых ярых фанатов, имеющих ту же самую и, при том, только одну карту, но амбициозно претендующих на всезнание). Поэтому такие споры выглядят как неаргументированное словоблудие и "переливание из пустого в порожнее". Такую ситуацию нужно срочно исправлять. К сожалению, не представляется возможным протестировать все звуковые карты на всех версиях драйверов во всех игровых программах. Однако, учитывая огромный интерес наших читателей к этой теме, мы будем уделять этому вопросу чуть больше внимания, нежели прежде. Проще говоря, начальство заставило-таки меня, старого, поставить хотя бы пару игрушек на свой винт и потратить своё драгоценное время на "игрушечные разборки". :)

Для тестов была выбрана игра American McGee's Alice, или "Алиса в стране чудес по-американски", созданная на движке Q3. Мой выбор на эту шизофреническую сказочную интерпретацию, созданную пациентами американского филиала психбольницы им. Кащенко, пал, конечно же, не из-за её выдающейся познавательности или острого желания поссориться с мозгами, а всего лишь из-за её относительной новизны и наличия в ней поддержки "самых крутых" на сегодня звуковых интерфейсов: A3D 1.0/2.0 и EAX 1.0/2.0. Именно для проверки качества звучания заявленных для AU10 интерфейсов A3D 1.0 и EAX 1.0 посредством алгоритмов QSound в компьютер были установлены в качестве эталонных звуковые карты SBLive! и Aureal SQ Digital,


для которых эти API являются родными.

С моей точки зрения, измерение fps для звуковых карт не имеет особого практического смысла, так как для создания реалистичной и увлекающей игровой атмосферы гораздо важнее качество звука, нежели какие-то с трудом улавливаемые потери в скорости и плавности игры (то бишь привычные всем читателям fps-ы). Да и скорость важнее в динамических играх, а в стратегиях и квестах не является критической величиной. Поэтому, я не стал тратить время на измерения скорости в демо-тестах.

Далее приводятся мои субъективные ощущения от работы всех трёх карт в этой игре. Звучание сравнивалось и по цифре, и по аналогу. Общие результаты от этого не меняются. То есть, в недостатках виноват звуковой чип и драйверы каждой конкретной карты.

Название карты Звучание в EAX Звучание в A3D
ABIT AU10 драйверы от ABIT v. 1.0 Оценка "хорошо".Минусы: хрипы в звуке, неверная передача высоких частот Оценка "удовлетворительно". Минусы: хрипы в звуке, неверная передача высоких частот
Creative SBLive! драйверы из комплекта Live!Ware 3.0 Оценка "отлично". Наилучшее звучание из всех карт (EAX 2.0). Звук очень чистый и приятный Оценка "хорошо". Минусы: глуховатое звучание, отсутствие реверберации
Aureal SQ Digital драйверы v. 2048 (с поддержкой EAX) Оценка "удовлетворительно". Слишком тихие диалоги, сам звук какой-то "мутный" Оценка "плохо". Недопустимые выпадания звука в диалогах.

ABIT AU10 по своему звучанию уступает звуковой карте Live! в этой игре. Но в то же время звучит немного лучше Vortex2. Самый неприятный дефект звука у ABIT AU10 в этой игре заключается в неестественно повышенной громкости всех свистящих и шипящих звуков, а так же наличие призвуков и искажений на высоких частотах в диалогах. Локализация источников звука в этой игре оставляет желать лучшего. Однако приблизительно одинаковая стоимость всех трёх карт не даёт ни одной из них скидок в оценке.

Все эти различия были наиболее слышны на хорошей аппаратуре. С понижением качества аналоговой части звуковоспроизводящей системы различия будут немного сглажены (естественно, это не относится к явным нарушениям в звучании, таким как выпадание звука на Vortex2). Реализация технологии A3D в этой игре совершенно не впечатляет.

Второй игрой, на которой я тестировал карты, была "Солдат Удачи" (Soldier of Fortune). Авторами этой игры, представляющей собой интерактивный боевик, являются ветераны из Raven Software, известные всем своими фэнтезийными сагами Heretic и Hexen. В этой игре поддерживаются только базовые варианты звуковых интерфейсов, то есть, только A3D 1.0 и EAX 1.0. Вместе с этим, качество самих сэмплов невысоко. Максимальный семплинг - всего лишь 22 кГц! И есть большое подозрение, что сами семплы имеют разрядность 8 бит в оригинале, распаковывающиеся в 16 бит "на лету". Live! смог работать с EAX, Vortex2 - с A3D, а AU10 - не захотел работать ни с одним стандартом. Поэтому для него был выбран режим "псевдо EAX". То есть, в контрольной панели ForteMedia был выбран принудительный режим реверберации:

ABIT AU10 звучал чуть лучше, чем Aureal SQ Digital. Основные претензии к звуку в режиме A3D - перепутанные местами каналы (левый и правый) и слишком тихая громкость звуков на игровой сцене (а многие были совсем не слышны). И это не смотря на скачанные официальные EAX и A3D патчи. Звуковая карта SBLive! в этой игре, так же как и в предыдущей, проявила себя абсолютным лидером. Воспроизводились все звуки, присутствующие в игровой сцене и, что самое важное, на ожидаемом от них уровне громкости. Позиционирование в DirectSound3D было очень хорошим.

Чтобы не быть голословным и заранее избежать обвинений в субъективности, приведу запись звукового сопровождения начальной заставки в первой миссии игры Soldier of Fortune для всех трёх карт. Тем, кто определяется с покупкой новой звуковой карты, я советую прослушать эти файлы на Вашей акустике. Если Вы не слышите особых различий, значит, покупайте любую понравившуюся Вам звуковую карту - и радуйтесь жизни.

  • Creative SBLive! Value (EAX) (liveeax.mp3, 589 КБ 128 кбит/с MP3)
  • Aureal Vortex2 (A3D) (vortexa3d.mp3, 570 КБ 128 кбит/с MP3)
  • ABIT AU10 (псевдо EAX) (abiteax.mp3, 583 КБ 128 кбит/с MP3)

Подведу итог по играм. Пожелаем же разработчикам уделять больше внимания качеству звукового оформления игр для наилучшего раскрытия возможностей наших с вами звуковых карт.



Содержание раздела