Технология создания 3D звука

         

EnvironmentFX



EnvironmentFX

Технология EnvironmentFX создана для моделирования звука окружающей среды и рассчитана на использование со стандартными интерфейсам типа EAX и I3DL2. По сути, технология EnvironmentFX позволяет воспроизводить эффект реверберации, описывая то, как звуки достигают ушей слушателя в зависимости от параметров помещения. Помещением может быть и открытое пространство и маленькая келья монаха. Когда слушатель находится в помещении с истоником звука он сначала слышит звук, достигший его ушей по прямому пути, затем, чуть поздее, он сылшит ранние отражения (звуки несколько раз отразившиееся от стен или объектов) и в самый последний момент он слышит реверберацию, т.е. поле остаточных отраженных звуков, затухающее со временем.

На иллюстрации слева показано распределение звуковых сигналов в зависимоти от уровня громкости и продолжительности во времени.

EnvironmentFX позволяет моделировать различные типы акустики за счет использования специальных алгоритмов, рассчитывающих ранние отражения и реверберацию. При этом истоник каждого из ранних отраженных звуков может позиционироваться индивидуально в 3D пространстве. Для того, чтобы переходы между различными помещениями (читай разными аустическими средами) были плавными и естественными предусмотрены специальные фильтры, причем алгоритм EnvironmentFX динамически переконфигурируется переключаясь на нужный. Имеется возможность динамического регулирования уровня интенсивности реверберации для каждого источника звука индивидуально. EnvironmentFX специально ориентирована на воспроизведение через мультиколоночную конфигурацию акустики с использованием технологии MultiDrive, но при этом допускается воспроизведение звука и через две колонки или наушники. Для моделирования различных акустических сред EnvironmentFX использует параметры самого источника звука (интенсивность, расположение в пространстве) и параметры окружающей среды. Для воспроизведения звука вокруг пользователя EnvironmentFX использует следующие характеристики:

  • Direct-to-reverberant sound ratio - соотношение уровней громкости основных звуков и реверберации. Уровень громкости основного звука становится интенсивнее при достижении ушей слушателя и становится тише, когда уходит на задний план. В тоже время уровень громкости реверберации приблизительно неизменен вне зависимости от расстояния между слушателем и источником звука. Сооношение уровней громкости основного звука и реверберации дает слушателю важную информацию для оценки расстояния до источника звука.
  • Room size - размеры помещения. В маленьком помещении, например холле, расстояние между отраженными звуковыми волнами мало, т.е. отраженные звуки близки друг к другу и довольно быстро формируют остаточную реверберацию. В большом помещении, например ангаре для самолетов, наоборот, отраженные волны преодолевают большие расстояния и для формирования реверберации требуется больше времени.
  • High-frequency cut-off - отбрасывание высокочастотных компонент звука. Когда материал стен или объектов отражает звук, не все частотные компоненты отражаются с одинаковой степенью. Большинство материалов поглощают частоты определенного значения, т.е отбрасывается часть высокочастотных компонент. Например в ванной комнате отражаются звуки с частотой вплоть до 14000 Гц, а в гостинной комнате с коврами на стенах отбрасываются все компоненты с частотой более 2000 Гц.
  • Early reflection level - уровень интенсивности ранних отражений. Ранние отражения дают возможность пользователю определить наличие близких объектов и стен. Чем больше предметов и стен находится близко к пользователю тем большим будет процент ранних отражений в общей звуковой картине. Например, близкорасположенные стены из кирпича в коридоре формируют большое количество ранних отражений, а открытое трявяное поле не формирует ни одного раннего отраженного звука.
  • Reverberation level - уровень интенсивности реверберации. Уровень громкости реверберации может варьироваться при смене одного помещения на другое.
  • Reverberation decay time - время затухания реверберации. Это время, необходимое для того, чтобы реверберация была полностью поглощена воздухом и стенами в помещении. Например, в большом ангаре со звукоотражающими стенами время реверберации порядка 10 секунд, в палате со стенами из войлока очень хорошо поглощающих звук, время затухания реверберации около 0.2 секунды.
  • High Frequency decay time - время затухания высокочастотных компонент звука. Время затухания высокочастотных компонент напрямую завист от свойств окружающих объектов и стен. Например мрамор хорошо отражает высокочастотные звуки, а под водой высокочастотные компоненты очень быстро затухают.
  • Density - плотность. Плотность отраженных звуков зависит от числа объектов, от которых отражается звук. Чем выше плотность, тем быстрее отраженные звуки переходят в реверберацию. Закрытая комната со звукоотражающими стенами имеет очень высокую плотность отражений, по сравнению с открытым полем.
  • Diffusion - рассеивание. Величина, показывающая с какой степенью звуковые волны совмещаются или разделяются при соприкосновении с поверхностями в помещении. Комната с разнообразными по форме объектами созадает высокую степень диффузии звука, чем простот пустая комната с голыми стенами. Многие концертные залы имеют такую форму, что возникает диффузная реверберация.
  • Detuning - расстройка. Расстройка может использоваться для симуляции изменения тональности звука, которая возникает при отражении звука от движущихся поверхностей. Может изменяться как величина, так и глубина расстройки. Применяется, например, для симуляции плеска волн на ветру.

Нетрудно заметить, что хотя мы рассмотрели технологию EnvironmentFX самой последней в статье, она, несомненно самая важная из применяемых на практике разработок Sensaura.

Использованы материалы компании Sensaura

Павеk Соколов (pavel@ixbt.com)
Опубликовано -- 14 февраля 2000 г.
 
Содержание раздела