Технология создания 3D звука

         

DTS:



DTS:

768 = 128 кбит/с * 6 каналов. 750 : 128 = 5,9 ~ 6-ти кратное сжатие

1536 = 256 кбит/с * 6 каналов. 750 /256 = 2,9 ~ 3-х кратное сжатие (!)

Проведём аналогию с чем-то родным и знакомым, например с MP3 (не как прямую аналогию, а только как родственного стандарта сжатия с потерями). Так как у MP3 два канала (то есть стерео), DD5.1 соответствует 128 кбит/с у MP3 (максимум для DD5.1 - это до 192 кбит/с, но такой поток только на фронтальных колонках). DTS же - 256 кбит/с у MP3 (предел - 512 кбит/с).

Если вы счастливый владелец DVD диска с фильмом "Матрица", то вы легко можете заметить, что звук в документальном фильме о съёмках этой эпической картины идёт в 96 кбит/с стерео. И когда переключаешься на фильм с его 64 килобитами, доставшимися для 5.1, то в оба уха как будто кто-то вставляет по тампаксу. :) А что было бы, если посмотреть фильм в 256 кибитах на канал - это просто страшно представить! Правда, пришлось бы пожертвовать часом документальных съёмок и записанным на диск вторым языком, но… Поднимите руки, кто отказался бы от такой принципиальной возможности выбора между качеством и количеством?

Надеюсь, что теперь вопросов нет. :) Ах да, остался один маленький вопрос - где же взять фильмы с этим волшебным стандартом? Ситуация на данный момент постепенно выправляется, но не с той скоростью, какую многим из нас хотелось бы видеть. Общий список фильмов в DTS-е можно посмотреть на официальном сайте разработчиков этого стандарта www.dtsonline.com. На сегодня существует уже более 150 фильмов с DTS-ом для 1-й зоны и около 50-ти готовятся к выходу.

Итак, второй комплект от VideoLogic имеет в своём названии магические буквы DTS. Это означает как минимум то, что комплектный декодер может декодировать аппаратно и DTS тоже. Взглянем на картинку:

Как видно, весь этот комплект выполнен более солидно. Но зато и стоит в ~1,6 раза дороже предыдущего. А теперь, рассмотрим всё подробнее. В его состав входят:

  • четыре одинаковых сателита: 4 x 30 Вт RMS (100 x 136 x 79 мм)
  • центральный спикер: 30 Вт RMS (303 x 132 x 152 мм)
  • сабвуфер: 70 Вт RMS (350 x 245 x 400 мм)


Общая мощность комплекта: 220 Вт RMS. Вес брутто ~ 17 кг.

Отличительные особенности этого комплекта я бы охарактеризовал тремя словами: компактность, мощность, качество. Сателиты достаточно тяжёлые и выполнены, похоже, из МДФ, ламинированного пластиком. Мне очень хотелось распилить хоть один из спикеров, чтобы заглянуть внутрь, но у фирмы, давшей комплект на тестирование, тогда случился бы сердечный приступ. :) Так что извиняйте, камрады, придётся довольствоваться только видом колоночки с отстёгнутой защитной сеткой.

Корпус сабвуфера так же радует добротным, крашеным в чёрный цвет, ДСП. Вот вам на десерт фотка сабвуфера с отсёгнутой тканевой рамкой:

У меня просто слюнки текут от подобного качественного исполнения. С этим комплектом я поигрался немного дольше, чем с предыдущим, и вернул с гораздо большим сожалением. Забегу вперёд: именно этот комплект акустики получил награду от iXBT в номинации "Лучший комплект компьютерной акустики 2000".

Перейдём к рассмотрению возможностей ресивера, совмещённого здесь с центральным каналом. Входы:

  1. коаксиальный S/PDIF (RCA)
  2. оптический S/PDIF (Toslink)
  3. стерео RCA линейный вход

Соединяется ресивер с сабом толстой полутораметровой шиной. Возможно, каждый провод в ней экранирован, но проверить, сделав небольшой надпил, я не решился. :) Подобное решение делает ненужным шнур питания для ресивера, так как питание подаётся по паре проводов шины. Вопрос экранирования звуковых проводов от фидеров питания и сигнальных проводов инженерами VideoLogic-а, видимо, был решён положительно, так как качество звука от такой "находки" не пострадало.

На изображении морды видно, что помимо стандартных режимов Dolby Digital, Dolby ProLogic и Stereo, присутствует режим декодирования DTS. А так же имеются в наличие режимы, получаемые в результате обработки внутренним эффект-процессором: Theatre и Hall.

Таким образом, этот ресивер ничуть не уступает по минимально необходимым функциональным возможностям своим "большим" коллегам по назначению из мира Hi-Fi & Hi-End.

Пульт ДУ в этом комплекте не представляет из себя ничего экстраординарного и не был удостоен чести быть "сфотканым". Небольших размеров, как от VHS плеера. Запитывается от двух батареек формата ААА.

Прослушивание фильмов выявило небольшой казус. В комнате 3 на 3 метра (в соседняя была занята комплектом-собратом без DTS-а) на удалении метра от тыловых колоночек они переставали слышаться. Пришлось заглянуть в инструкцию и с удивлением прочитать интересный "рекомендейшн", что тыловые колоночки нужно поставить не сзади, как принято, а по бокам, чтобы те "дули" по прямой в уши. Я посчитал это шуткой, однако следование этой рекомендации полностью решило возникшую проблему. Чудеса, да и только!

Просмотр DVD на комплекте DigiTheatre DTS оставил для моих чутких ушей гораздо более приятное впечатление, чем на таковом без магических букв DTS в названии. Главное радостное впечатление (и даже гордость за эти компьютерные колоночки) было основано на наконец-то полностью искоренённом пластмассовом призвуке (СЧ-резонансах в акустической системе). Но, повторю, это лишь моё впечатление придирчивого на ухо слухача, и многие могут не разделить моих радостных эмоций, попросту не услышав разницы с пластиковыми бумбоксами.

За исполнение музыки этот комплект получает оценку "хорошо" в принципе, и "отлично" для компьютерной акустики. Звучание на поп-композициях спорило уже даже с деревянными колонками Radiotechnika S-30B. А это отличный результат для акустики такого класса. Основные претензии были к проваленной в этом комплекте "нижней серединке" (в терминах АЧХ). На некоторых композициях это было некритично, на других - существенно обедняло картину.

Но в целом - DigiTheatre DTS оставил лучшее впечатление из всей виденной и слышенной мною именно компьютерной акустики. Что до цены - на мой взгляд, здесь она вполне оправдана. Однако, такие вопросы каждый решает для себя сам.



Содержание раздела