Технология создания 3D звука

         

Digital Ear



Digital Ear

Для корректного воспроизведения 3D звука через наушники или колонки необходимо использовать специальные алгоритмы, базирующиеся на использовании HRTF функций. Кроме того, при воспроизведении 3D звука через колонки необходимо использовать дополнительные алгоритмы Cross-talk Cancellation, вариант которых от Sensaura носит имя Transaural Cross-talk Cancellation (TCC). Подробно о том, что такое HRTF и TCC мы говорили в этом материале. В данной статье нас больше интересует, какие решения использует Sensaura.

Инженеры Sensaura пришли к выводу, что использование для формирования библиотек HRTF измерения, сделанные с помощью специального манекена или с приглашением реальных слушателей не могут обеспечить удовлетворить абсолютно всех слушателей. Дело в том, что какое бы большое число измерений не было сделано с использованием манекена, все полученные HRTF все равно будут усредненными. Все то же самое относится и к измерениям, сделанным с приглашением большого числа различных слушателей. Все равно есть небольшая часть людей, у которых совершенно отличные параметры слуха, а значит, при измерении у них получаются, совсем другие HRTF функции. В результате, какой бы большой и универсальной не была библиотека HRTF функций, часть людей не услышат ожидаемого 3D звука. Чтобы решить эту проблему, специалисты Sensaura разработали технологию Digital Ear (Цифровое ухо), ранее называвшуюся Virtual Ear. Суть идеи Digital Ear в том, что для измерения HRTF используется не просто манекен или приглашаются реальные слушатели, а используется чисто математический метод Ключевым элементом этого метода является математическая модель человеческого уха с изменяемыми параметрами. В основу математической модели положена концепция того, что сложные резонансные и дифракционные эффекты, являющиеся неотъемлемой частью любой HRTF функции могут независимо изменяться. В результате созданая дуплексная система, позволяющая изменять различные параметры в произвольном масштабе. Прежде чем была построена эта математическая модель было проведено масса исследований с целью точно смоделировать само ухо, точно определить, как оно реагирует на звуковые волны и как работает процесс человеческого слуха. Учитывались особенности восприятия мозгом различных звуков от источников, расположенных в разных точках пространства. Затем была создана модель уха из специального пластика, на нем были проведены измерения и отлажена математическая модель. Потом были получены базовые результаты измерения HRTF, на основе которых в дальнейшем с помощью специальных методов масштабирования стала формироваться библиотека HRTF. Использование математической модели гарантирует от наличия ошибок, которые возможны при физическом измерении HRTF с помощью манекена или реальных слушателей. Digital Ear можно настроить на огромное количество вариаций форм и размеров ушей реальных людей. В итоге получается обширная библиотека с возможностью очень гибко выбрать одну или несколько HRTF, которая наилучшим образом соответствует особенностям каждого конкретного слушателя. Кроме того, так как используется математическая модель, имеется возможность довольно простой модернизации алгоритмов и обновления библиотек HRTF без больших материальных затрат.

Между некоторыми параметрами Digital Ear существует зависимость, не мешающая масштабированию каждого из параметров в отдельности. Это позволяет построить простой интерфейс пользователя, позволяющий путем определения и задания в качестве данных некоторых физических параметров, описывающих голову и уши слушателя выбрать именно те HRTF функции из библиотеки, которые наилучшим образом отвечают особенностям конкретного слушателя. Вот эти параметры:

  • Размер головы (Head Size) - влияет на изменение величины ITD (Interaural time delay) задержки по времени при восприятии ушами слушателя звука от одного источника
  • Размер уха (Ear Size) - влияет на протяженность звукового спектра
  • Глубина ушной раковины (Concha Depth) - влияет на величину сдвига звукового спектра
  • Тип ушной раковины (Concha Type) - влияет на величину амплитуды звукового сигнала



Слева неглубокая ушная раковина, справа - глубокая


Слева ушная раковина открытого типа, справа - закрытого типа

В результате, каждый пользователь сможет настроить воспроизведения 3D звука с использованием технологии Digital Ear специально под себя. Пока технология Digital Ear не позволяет использовать гибкую настройку под конкретного слушателя и во всех дравейрах к звуковым картам, использующим технологии Sensaura задействуется универсальный набор HRTF функций, соответствующий среднему слушателю. Однако обещается, что уже в скором времени у пользователя появится возможность выбора HRTF под себя.

Смоделированный 3D звук мы можем слушать через наушники или через набор акустических колонок. При прослушивании через наушники используются только HRTF функции для воспроизведения эффектов 3D звука. Эта техника является традиционной и пока кардинально нового тут ничего не предвидится. За исключением шлифовки качества HRTF и предоставления пользователю возможности выбора HRTF конкретно под себя. При воспроизведении звука через две колонки также используется довольно традиционный метод комбинирования HRTF и алгоритмов cross-talk cancellation. Зато при вопсроизведении 3D звука через четыре и более колонок пока нет единого метода. Компания Sensaura разработала технологию MultiDrive, которая обеспечивает воспроизведение 3D звука с помощью более чем четырех колонок.

Содержание раздела