Наверняка для многих не секрет, в чем отличие студийных мониторов от всей прочей акустики. Как мы уже писали в статье Активные мониторы ближнего поля Event Project Studio 6, мониторы в первую очередь отличаются достоверным и правильным звучанием. Прежде всего это необходимо в студиях для работы над музыкальным материалом.
Сегодня мы рассмотрим активные мониторы ближнего поля Studiophile SP-5B от Midiman. Производитель знаком нашим читателям по весьма удачной (недорогой и качественной) профессиональной звуковой карте M-Audio Audiophile 2496.
На этот раз компания Midiman, владелец торговой марки M-Audio, привлекает к себе внимание не менее любопытным изделием. К характерным особенностям модели Studiophile SP-5B стоит отнести относительно невысокую стоимость (чуть менее $500 за пару), небольшие габариты, раздельное усиление и подключение ВЧ- и НЧ-головок (bi-amping и bi-wiring), качественное звучание и оригинальное исполнение твитеров. Более подробно обо всем этом чуть ниже.
Активные мониторы ближнего поля M-Audio Studiophile SP-5B
В продаже мониторы SP-5B можно встретить в красивой упаковочной коробке стандартного исполнения, для изделий под маркой M-Audio: с левой стороны находится вертикальная полоса с названием, справа — фотография изделия. В комплекте идут две активные колонки, шнуры питания и кратенькое руководство пользователя.
Давайте посмотрим на технические характеристики мониторов ближнего поля Studiophile SP-5B заявленные производителем.
Тип | Двухполосные активные мониторы ближнего поля |
ВЧ-динамик | 2,5 см (1"), купол из натурального шелка, шарнирное крепление, магнитное экранирование |
НЧ-динамик | 13,3 см (5,25"), резиновый подвес, магнитное экранирование |
Мощность ВЧ-усилителя |
33 Вт |
Мощность НЧ-усилителя |
42 Вт |
С/Ш | 100 дБ в полосе 20 кГц |
Диапазон воспроизводимых частот | 33 Гц — 22 кГц |
Частота среза кроссовера | 2700 Гц |
Материал корпуса | МДФ, ламинированный винилом |
Размеры | 166 х 250 х 200 мм (Ш х В х Г) |
Вес | 5 кг (каждая колонка) |
При установке мониторов на рабочий стол не возникает проблемы с поиском свободного места. Размеры колоночек позволяют расположить их на столе без особых трудностей. Говоря о положении мониторов относительно положение слушателя, важно отметить, что прежде всего мониторы должны быть развёрнуты непосредственно на точку, где находится голова слушателя. В свою очередь желательно, чтобы эта точка образовывала с мониторами равносторонний треугольник. При этом, ось каждого из высокочастотных динамиков должна быть нацелена на уши слушателя. Все это необходимо при работе над звуком для того, чтобы более точно отслеживать огрехи и неточности с целью их дальнейшего устранения.
Мониторы M-Audio Studiophile SP-5B рядом с 17" монитором
По этому поводу хочется рассказать об интересной шарнирной конструкции крепления ВЧ-динамика (твитера). Сама высокочастотная головка помещена в герметичный корпус, который вращается в любую сторону с ограничением по углу в 20 градусов.
Оригинальная шарнирная конструкция крепления ВЧ-динамика (твитера)
Сама по себе конструкция ни в какой степени не ухудшает звучание, а является как приятным бонусом призванным помочь проблеме точного нацеливания твитеров на уши слушателя. Теперь не придётся точно выбирать высоту подставок и угол ориентации всей колонки. Достаточно лишь повернуть ВЧ-динамик, и дело с концом.
На практике, ВЧ-динамик у мониторов не имеет ярко выраженной диаграммы направленности, так что особой точности в ориентации твитеров не требуется. Однако, данная возможность нам весьма понравилась. Может быть эффективность подобного инженерного решения и не столь высока, но само осознание того, что ВЧ-динамики направлены правильно и амплитудно-частотные искажения минимизированы, очень ободряет.
Специальная формованная поверхность диффузора сделана для увеличения жёсткости и снижения искажений в переходной зоне
Не менее интересен СЧ-динамик. Конус диффузора изготовлен из оригинального формованного материала, чем-то напоминающего наклеенную на бумагу пружину из очень тонкой проволоки. Гибкий подвес сделан из мягкой резины. Диффузор среднечастотника огибает металический обруч. Вероятнее всего он применён из дизайнерских соображений. В его верхней части встроен индикатор питания, который в рабочем режиме горит красивым фиолетовым цветом. Материал корпусов, естественно, дерево (если точнее, МДФ). Толщина стенок корпуса составляет 16 мм. Для таких габаритов колонок и размеров динамиков такая толщина вполне оправдана.
Единственным небольшим недостатком мониторов, пожалуй, является расположение отверстия фазоинвертора на задней панели. Как вы понимаете, по этой причине колонки не получится поставить вплотную к стене. Придётся отставить мониторы от ближайшей вертикальной преграды хотя бы на 20 см. Но это лишь скромная плата за такие небольшие габариты мониторов и их функциональность.
Задняя панель корпуса имеет абсолютно одинаковый
внешний вид для обеих колонок
Задняя панель выполнена стандартно: разъем питания (отдельный на каждой колонке), выключатель питания, регулятор громкости, два линейных входа. Подключение осуществляется двумя способами: через разъем ХLR (только балансное подключение) и TRS-джек (возможно как балансное, так и не балансное подключение). Входная чувствительность, заявленная производителем, составляет 200 мВ. Это позволяет подключать источники даже с нестандартно слабым уровнем линейного сигнала. Естественно, наилучший вариант подключения студийных мониторов к компьютеру — через микшерный пульт.
На предоставленной в паспорте мониторов блок-схеме изображен двухполосный усилитель с кроссовером четвертого порядка. На входе стоит регулятор уровня и фильтр инфранизких частот.
Блок-схема двухполосного усилителя одной из колонок
(Подобная же схема усилителя применяется в любых других высококачественных студийных мониторах. К примеру, во вдвое более дорогих Event 20/20 bas, стоящих в нашей звуковой тестовой лаборатории).